Современный терроризм

подменю раздела

Современный терроризм

Задать вопрос в

CAPTCHA

Вам ответит:

CAPTCHA

Современный терроризм

Организация общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации

В конце ХХ века терроризм как социальное явление приобрел глобальный характер. Российская Федерация одной из первых столкнулась с его

проявлениями, понесла значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства.

Все это потребовало от руководства нашей страны неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом.

После одного из крупнейших и наиболее циничных террористических актов в современной истории — захвата школы в городе Беслане (Республика Северная Осетия-Алания), жертвами которого стали 342 человека, в том числе 186 детей,

Президентом Российской Федерации в сентябре 2004 года было принято решение кардинально изменить подходы к антитеррористической деятельности, в том числе путем привлечения к решению данной задачи всех министерств,

ведомств и гражданского общества страны. «Борьба с терроризмом должна стать в полном смысле общенациональным делом, и потому так важно активное участие в ней всех институтов политической системы, всего российского общества», –

сказал Президент России на расширенном заседании Правительства в сентябре 2004 года*.

В результате в начале 2006 года Федеральным законом «О противодействии терроризму» и Указом Президента России «О мерах по противодействию терроризму» было закреплено создание качественно новой общегосударственной системы противодействия этому опасному явлению. В основу ее формирования был положен переход от преимущественно силового подавления очагов терроризма (борьбы с терроризмом) к комплексной работе на данном направлении

(противодействию терроризму). Система включает в себя меры по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

10 марта 2006 года в качестве основной организационной координирующей структуры для ведения этой работы был образован Национальный

антитеррористический комитет (Комитет, НАК), а для организации межведомственного взаимодействия при пресечении террористических актов

и управления контртеррористическими операциями в его составе был создан Федеральный оперативный штаб (ФОШ, Штаб).

В эти государственные органы входят руководители Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта, Министерства здравоохранения и других государственных структур. Важной особенностью Комитета является то, что в него помимо руководителей федеральных органов исполнительной власти входят также представители руководства обеих палат российского парламента, Администрации Президента и Правительства России.

Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является Директор ФСБ России.

go.jpg

Работа по противодействию терроризму организована во всех 83 регионах страны, где созданы соответствующие антитеррористические комиссии (АТК), возглавляемые главами субъектов, и оперативные штабы (ОШ), руководителями которых выступают начальники территориальных органов безопасности. В настоящее время завершается работа по созданию соответствующих структур и в первичном звене управления — муниципальных образованиях, что позволит завершить в полном объеме формирование единой вертикали антитеррористической системы от федерального до местного уровня.

Для обеспечения функционирования Комитета и Штаба на постоянной основе, анализа состояния общегосударственной системы противодействия

терроризму, подготовки необходимых предложений по ее оптимизации, а также для осуществления контроля и оказания практической и методической помощи антитеррористическим комиссиям и оперативным штабам в регионах России в составе Федеральной службы безопасности создан аппарат Национального антитеррористического комитета.

Таким образом, организационная основа противодействия терроризму представлена в настоящее время в виде двух взаимоувязанных

вертикалей, осуществляющих управление антитеррористическими мероприятиями в Российской Федерации. Первую из них составляют структуры, осуществляющие координацию деятельности органов исполнительной власти по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации его проявлений: Комитет и АТК.

Вторую вертикаль — структуры, осуществляющие управление мероприятиями по борьбе с терроризмом: ФОШ и ОШ.

Наиболее значимыми чертами новой системы являются:

  1. Комплексное решение вопросов по всем трем направлениям противодействия терроризму: предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; борьбе с терроризмом; минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом основные усилия сосредотачиваются в последнее время именно на профилактике терроризма, в том числе на противодействии его идеологии.
  2. Четкое разделение компетенции в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти.
  3. Наделение необходимым объемом правомочий руководителей всех координационных структур (Комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий, оперативных штабов). Они вправе и обязаны единолично, без предварительного согласования с федеральными властями, принимать на местах решения и организовывать их реализацию в рамках предоставленных им полномочий.
  4. Включение в состав Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба исключительно руководителей заинтересованных министерств и ведомств, наделенных правом единолично принимать окончательные решения.
  5. Усиление персональной ответственности соответствующих руководителей (в сфере противодействия терроризму — глав субъектов Российской Федерации, в сфере борьбы с терроризмом – руководителей территориальных органов федеральной службы безопасности).
  6. Заблаговременная разработка порядка действий и планов антитеррористических мероприятий и их практическая реализация в ходе

тренировок (не менее четырех в год для каждого субъекта Федерации). Регулярное проведение международных антитеррористических учений, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители различных зарубежных государств и международных организаций.

go2.jpg

В результате указанных изменений были устранены системные недостатки ранее действовавшего антитеррористического законодательства и разработан юридический институт профилактики терроризма, которая ранее рассматривалась как вспомогательное средство при пресечении террористических проявлений.

Появилось понимание того, что терроризм — это сложное социально политическое явление, а не обычное уголовно наказуемое правонарушение и в борьбе с ним не может преобладать один силовой подход.

В развитие действующего законодательства 5 октября 2009 года Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации — основополагающий документ, дополнивший положения Федерального закона «О противодействии терроризму» и сформулировавший ключевые подходы нашей страны к организации дальнейшей антитеррористической деятельности. При разработке Концепции были учтены такие фундаментальные факторы, как расширение географии терроризма и интернациональный характер террористических организаций, повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой, стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения, попытки использования терроризма как

инструмента вмешательства во внутренние дела государств и т.п.

С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью искоренить данное явление,

повышенное внимание в Концепции уделяется предупреждению (профилактике) терроризма по следующим основным направлениям:

а) создание системы противодействия идеологии терроризма;

б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Не менее важной признается и забота о людях, пострадавших при совершении теракта. В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма решаются следующие задачи:

а) оказание экстренной медицинской помощи;

б) медико-психологическое сопровождение аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий;

в) социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвовавших в его пресечении;

г) восстановление нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;

д) возмещение морального и материального вреда лицам, пострадавшим в результате террористического акта.

Существенное место в Концепции уделено ресурсному обеспечению антитеррористической деятельности. Предусмотренная в качестве одного

из основных подходов концентрация материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения деятельности субъектов противодействия терроризму достигается в рамках реализации соответствующих федеральных целевых программ (ФЦП).

В рамках ФЦП комплексно реализуются мероприятия, которые позволяют:

  • установить единую систему подготовки сотрудников различных ведомств, специализирующихся на борьбе с терроризмом;
  • совершенствовать современные специальные упреждающей информации о действиях и намерениях террористических группировок;
  • разработать новое оборудование и вооружение для пресечения террористических актов;
  • значительно повысить антитеррористическую защищенность критически важных объектов;
  • а также решить иные, не менее важные задачи.

Важным этапом работы по дальнейшему совершенствованию антитеррористического законодательства стало создание развивающей мировую

практику уровневой системы ситуационного реагирования на террористические угрозы. В рамках указанной системы предусматривается возможность установления трех уровней террористической опасности:

повышенный — «синий»;

высокий — «желтый»;

критический — «красный».

Решение об установлении, изменении либо отмене повышенного и высокого уровней террористической опасности в пределах территории субъекта Российской Федерации принимает председатель антитеррористической комиссии

в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности. Установление

критического уровня террористической опасности

находится в исключительной компетенции Председателя Национального антитеррористического комитета по представлению председателя антитеррористической комиссии в соответствующем регионе.

Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок до 15 суток. При установлении уровней террористической опасности принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества

и государства в пределах установленной компетенции по заранее разработанным планам.

В связи с этим на начальника территориального органа безопасности (руководителя оперативного штаба) возложена ответственность за организацию:

  • внеплановых мероприятий по проверке информации о возможном совершении террористического акта (при установлении повышенного уровня террористической опасности);
  • дополнительных тренировок оперативных групп в муниципальных образованиях, а также сил и средств, привлекаемых к проведению КТО (при установлении высокого уровня террористической опасности);
  • мероприятий по приведению в готовность сил и средств, привлекаемых к КТО (при установлении критического уровня террористической опасности).

Важно отметить, что введение уровней террористической опасности не ограничивает прав и свобод граждан, но предусматривает необходимость принятия дополнительных мер органами власти по недопущению возможного террористического акта.

Кроме того, в рамках данной системы уровней террористической опасности предъявляются более высокие требования к взаимодействию между

руководителями оперативных штабов и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации.

В целом, в результате принятых мер, отмечается поэтапное снижение террористической активности (в 2009 году совершено 1030 преступлений

террористической направленности, в 2010 году — 779, в 2011 году — 365, в 2012 году — 316, в 2013 году — 218). Сломлено открытое противостояние со

стороны бандгрупп, выражавшееся в масштабных вооруженных нападениях на гражданские объекты, на силы федерального центра и органы власти

на местах.

Такие позитивные сдвиги объясняются прежде всего надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. Именно в этом: профилактика терроризма, в том числе противодействие его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил

и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий кроются, на наш взгляд, основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.

Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить, что Национальный антитеррористический комитет не намерен останавливаться на достигнутом.

С течением времени общегосударственная система противодействия терроризму будет развиваться, становиться гибче, приобретать более глобальный, в том числе международный характер, для чего к диалогу приглашаются

все заинтересованные международные организации и отдельные страны. Российская Федерация к такому сотрудничеству готова.

Об итогах деятельности Национального антитеррористического комитета в 2012 году

Национальным антитеррористическим коми­тетом подведены итоги работы за 2012 год.

Общегосударственная система противодей­ствия терроризму функционировала в условиях сохранения высокого уровня террористических угроз. Наиболее сложной оставалась обстанов­ка в Северо-Кавказском федеральном округе.

В 2012 году в Российской Федерации со­вершено 316 преступлений террористи­ческой направленности (в 2011 году — 365, в 2010 году — 779), в том числе три террористиче­ских акта (в 2011 году — 12, в 2010 году — 27).

В ходе контртеррористических операций при оказании вооруженного сопротивления унич­тожен 391 участник бандподполья, в том числе 52 главаря; задержан 661 человек из числа бан­дитов и их пособников. К отказу от террористиче­ской деятельности склонены 60 человек.

Среди уничтоженных бандглаварей: эмис­сар международной террористической органи­зации «Аль-Каида», координатор деятельности бандподполья в Республике Дагестан, иностран­ный наемник «шейх Абдусалам»; т.н. военный эмир Дагестана Даудов; главарь бандподполья в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкес­ской Республиках Татчаев; т.н. военный эмир Ингушетии Циздоев, главарь бандподполья Кабардино-Балкарской Республики Батырбеков; главарь т.н. цунтинской бандгруппы (Республика Дагестан) Магомедов и др.

На стадиях подготовки предотвращено 99 преступлений террористической направлен­ности. Так, в г. Москве задержан активный член МТО «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» гражданин Республики Таджикистан, осуществлявший под­готовку террористического акта на одном из объ­ектов Октябрьской железной дороги; в г. Лобня Московской области задержаны члены экстре­мистской группировки «Таухид валь джихад», связанные с бандподпольем Дагестана и готовив­шие преступление в г. Москве; в Калининградской области задержаны двое граждан, готовившие теракт в день выборов Президента Российской Федерации и депутатов окружного совета; на же­лезнодорожном вокзале г. Вологды обнаружена и специалистами-взрывотехниками обезврежена противопехотная мина нажимного действия, на­ходившаяся во взведенном состоянии и т.п.

Выявлено и уничтожено 546 баз (схронов), 18 подпольных лабораторий по изготовлению, ремонту и переделке стрелкового оружия и СВУ. Из незаконного оборота изъято 1 346 единиц ог­нестрельного оружия, более 1 250 кг взрывчатых веществ, около 5 тысяч боеприпасов и 173 ты­сячи патронов. Обнаружено, изъято и обезвре­жено 512 снаряженных самодельных взрывных устройств.

Раскрыт ряд резонансных террористических актов: подрыв террористом-смертником СВУ на похоронах полицейского в Республике Ингу­шетия, убийство мусульманского духовного лиде­ра Ацаева С.А. (шейха Чиркейского) и др.

Всего по статьям террористической и экстре­мистской направленности осуждено 217 человек, в том числе Байрамуков, Батчаев, Елькин, Ража­ев — за участие в 1999 году в вооруженном мяте­же на территории Республики Дагестан; Аушев, Б. Картоев, М. Картоев, Т. Картоев — за подрыв поезда «Невский экспресс» в 2009 году; Аку­беков, Суюнова — за подготовку террористи­ческого акта на Красной площади в г. Москве в 2010 году; Отепов — за подрыв автомобиля в г. Пя­тигорске и попытку подрыва самодельного взрыв­ного устройства в г. Ставрополе в 2010 году и др.

Наряду с реализацией комплекса силовых мер в 2012 году многое сделано для профилактики терроризма.

В регионах работали координационные со­веты по антитеррористической и противодивер­сионной защите объектов транспорта. В течение года ими инициировано и проведено более трех тысяч проверок транспортной инфраструктуры

По их итогам главам субъектов Российской Фе­дерации, руководителям предприятий и органи­заций различных форм собственности направ­лено свыше 1200 представлений и предписаний об устранении причин и условий, способствующих сохранению угроз безопасности

Завершена паспортизация объектов Уни­версиады в Республике Татарстан. В Крас­нодарском крае проведено комиссионное об­следование свыше 300 объектов, подлежащих первоочередной антитеррористической защите.

Особое внимание уделялось вопросам про­тиводействия идеологии терроризма. При ак­тивном участии институтов гражданского общества проведено более шести тысяч меро­приятий, в том числе третья Всероссийская на­учно-практическая конференция, семинары, круглые столы, молодежные форумы и пресс- конференции. Проведены Конгресс религиозных лидеров Северного Кавказа, Межрегиональный фестиваль народного творчества столиц северо­кавказских республик «Кавказ — единая семья» и другие важные мероприятия.

Набирает обороты деятельность созданных в ряде республик СКФО комиссий по адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить тер­рористическую деятельность. На сегодняшний день возможностями комиссий воспользовались уже более 60 человек.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы противодействия терроризму из­даны один федеральный закон, два указа Прези­дента Российской Федерации, шесть постановле­ний и шестнадцать распоряжений Правительства Российской Федерации. Их принятие позволило повысить уровень координации субъектов про­тиводействия терроризму, решить ряд вопросов, касающихся безопасности критически важных объектов, мест массового пребывания людей, объ­ектов транспорта и топливно-энергетического комплекса.

Значительное внимание уделено совершен­ствованию международного антитеррористиче­ского сотрудничества в различных его форматах.

Обеспечен визит представителей Исполни­тельного директората Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Российская Федерация стала второй страной после Велико­британии из числа постоянных членов Совета Без­опасности ООН, принявшей у себя такую миссию

По итогам пребывания в России эксперты Совета Безопасности охарактеризовали созданную обще­государственную систему противодействия тер­роризму как достаточно эффективный инстру­мент, дали положительную оценку принимаемым в нашей стране мерам по реализации базовых

антитеррористических резолюций СБ № 1373 и 1624, высоко оценили вклад Российской Федера­ции в разработку и продвижение международных стандартов антитеррористической безопасности.

В 2012 году подготовлены и проведены три международных антитеррористических уче­ния. Актуализированы данные Международного банка данных по противодействию терроризму, созданного при головной роли аппарата Комите­та. В настоящее время удаленный доступ к сег­менту открытой информации банка предоставлен 45 пользователям из 20 стран мира.

При освещении мероприятий по противо­действию терроризму обеспечено тесное вза­имодействие со средствами массовой инфор­мации. Информационным центром Комитета подготовлено и передано в СМИ около 130 экс­пресс-информаций, которые широко тиражи­ровались и комментировались российскими

и зарубежными информагентствами.

В 2013 году приоритетной задачей Комите­та остается предотвращение террористических и других экстремистских проявлений, которые могут дестабилизировать обстановку в стране в период подготовки и проведения важных меж­

дународных мероприятий, в том числе Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани, самми­та государств «Группы двадцати» и XVII эконо­мического форума в г. Санкт-Петербурге, зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи.

Особое внимание будет уделено совершен­ствованию координации антитеррористической деятельности в Северо-Кавказском регионе, си­ловому подавлению преступных посягательств главарей и участников бандгрупп, перекрытию каналов ресурсной поддержки бандитов.

В сфере противодействия идеологии терро­ризма будет продолжена работа по профилактике распространения экстремистских идей в моло­дежной среде, адресному воздействию на наибо­лее уязвимые категории лиц.

Получит дальнейшее развитие нормотворче­ская деятельность в области противодействия терроризму.

2008 – 2012 годы: состояние и тенденции борьбы с терроризмом в России

Терроризм во всем многообразии его проявлений считается одной из самых острых глобальных проблем современности. Начиная с 1990-х гг. ХХ столетия, эта угроза коснулась и России.
Терроризм представляет угрозу национальной безопасности нашего государства, его национальным интересам со стороны как террористических групп на территории страны, так и транснациональных экстремистских и террористических организаций, пытающихся влиять на политические процессы в России, прикрываясь этнополитическими и религиозными лозунгами.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что среди основных источников угроз национальной безопасности является « деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ …» .
В условиях Российской Федерации устранение глобальной террористической угрозы должно рассматриваться в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики государства.
Прошедший период в истории России (2008-2012 гг.) был непростым в укреплении национальной безопасности государства. Резкое обострение международной обстановки в мире, в том числе на севере Африки и Ближнем Востоке, агрессия Грузии против России в августе 2008 года, ряд резонансных террористических актов в Москве, кадровые перестановки в силовых структурах, периодическое осложнение ситуации на Северном Кавказе все это в совокупности создавало фон и определяло меры борьбы с терроризмом на территории нашей страны.
Принимаемые меры позволили стабилизировать ситуацию в борьбе с терроризмом в России. Количество преступлений террористического характера с 2008 по 2010 годы почти оставалась почти на одинаковом уровне, но в 2011 году уменьшилось почти в 2 раза. Так, по данным МВД России, в 2008 г. таких преступлений было зарегистрировано 642 , в 2009 г. – 654 , в 2010 г. – 779, в 2011 г. – 365.
При этом следует отметить, что их количество, особенно весной и летом, резко возрастало. К примеру, в середине 2009 года незаконным вооруженным формированиям на Северном Кавказе удалось добиться всплеска террористических проявлений (307 - в мае, 424 - в августе против 35 в январе) .
Так, только в июне в г.Махачкале убиты министр внутренних дел Республики Дагестан А.Магомедтагиров (5 июня), заместитель председателя Правительства Республики Ингушетия Б.Аушев (13 июня). 22 июня в Республике Ингушетия совершено покушение на президента республики Ю.-Б.Евкурова, получившего тяжелые ранения.
Количество непосредственно террористических актов, по которым были возбуждены уголовные дела, изменялось, имело тенденцию к росту, потом к значительному снижению.
На своем интернет сайте Национальный антитеррористический комитет дает статистику и анализ террористических актов на территории Российской Федерации за этот период.
В 2008 году в Российской Федерации было зафиксировано 2 террористических акта. Они совершены в Республике Северная Осетия – Алания (подрыв 6 ноября террористом-смертником маршрутного такси в г.Владикавказе(погибли 12, ранены – 43 человека) и в Республике Дагестан (вооруженное сопротивление членов бандподполья в ходе проведения КТО в г. Махачкале; погибших и раненых нет) .

В 2009 году в стране было зафиксировано 6 террористических актов. С использованием взрывных устройств (подрыв транспортных средств – 4; подрыв сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей – 1; подрыв мест дислокации войсковых частей, отделов внутренних дел, контрольно-пропускных пунктов на федеральных трассах – 1). В Чеченской Республике совершено 2 теракта (погибли 4, ранены – 6 человек), из которых 1 совершил террорист-смертник; в Республике Дагестан – 2 теракта (пострадавших нет); в Республике Ингушетия – 1 теракт (погибли 4, ранены – 7 человек); в Тверской области – 1 теракт (погибли 26, ранены – 96 человек) .
В 2010 году совершено 23 террористических акта. С использованием взрывных устройств (подрыв транспортных средств – 9; подрыв сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей – 3; подрыв мест дислокации войсковых частей, отделов внутренних дел, контрольно-пропускных пунктов на федеральных трассах – 3; подрыв в местах массового пребывания людей – 6; подрыв критически важных объектов инфраструктуры – 1). С использованием огнестрельного оружия (обстрел сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей – 1). Террористические акты совершены в г. Санкт-Петербурге – 1 теракт (1 человек ранен); г. Москве – 2 теракта (погибли 40, ранены – 88 человек) совершили две террористки-смертницы; в Республике Дагестан – 11 терактов (погибли 20, ранены – 132 человека), из которых 4 совершили террористы-смертники; в Республике Ингушетия – 2 теракта (погибли 2, ранены – 11 человек), из которых 1 совершил террорист-смертник; в Кабардино-Балкарской Республике – 1 теракт (погиб 1, ранены – 29 человек); в Ставропольском крае – 3 теракта (погибли 7, ранен – 71 человек); в Республике Северная Осетия-Алания – 1 теракт (погибли 19, ранены – 182 человека) совершил террорист-смертник; в Краснодарском крае – 1 теракт (пострадавших нет); в г. Орел – 1 теракт (пострадавших нет) .
В 2011 году совершено 10 террористических актов. С использованием взрывных устройств (подрыв сотрудников силовых ведомств, при исполнении ими своих должностных обязанностей – 2; подрыв мест дислокации войсковых частей, ОВД, КПП на федеральных трассах – 2; подрыв в местах массового пребывания людей – 5). С использованием огнестрельного оружия (обстрел сотрудников силовых ведомств при исполнении ими своих должностных обязанностей – 1). В Республике Дагестан совершено 6 терактов (погибли 12, ранены – 125 человек), из которых 2 совершили террористы-смертники; в Чеченской Республике – 2 теракта (погибли 9, ранены – 22 человека), из которых 1 – совершили 3 террориста-смертника; в Московской области – 1 теракт (погибли 36, ранен – 191 человек) совершил террорист-смертник; в Хабаровском крае –1 теракт (ранен 1 человек) .
Несмотря на принимаемые меры, в стране не удалось предотвратить ряд резонансных террористических актов.
Среди них серия взрывов 29 марта 2010г. в Московском метро на станциях метро «Лубянка» и «Парк Культуры» (радиальная).
В особом ряду стоит теракт 24 января 2011 г. в аэропорту «Домодедово», в результате которого 36 человек – погибли и 191 человек получил ранения различной степени тяжести. Террористический акт вызвал большой общественный и политический резонанс. Это обусловлено следующими причинами. Он произошел на охраняемом стратегическом объекте, крупнейшем аэропорте страны. Среди жертв террористического акта оказались и иностранные граждане – 8 человек из разных стран. Это скомпрометировало один из лучших аэропортов страны. Россия в последнее время принимает на своей территории немало международных форумов, спортивных мероприятий, фестивалей и т.п. Авторитет всех подобных мероприятий в первую очередь зависит от эффективности обеспечения безопасности их участников.

А ведь впереди Всемирная летняя универсиада в Казани (2013 г.) и зимняя Олимпиада в Сочи (2014 г.). Большой общественный резонанс обусловлен и тем, что для граждан России, получившим широкие возможности для выездов за пределы страны для отдыха и по делам бизнеса, пользование услугами авиационного транспорта стало жизненно необходимым. Пассажиропоток только этого аэропорта в 2010 г. составил 22,4 млн. человек. Поэтому вопросы безопасности для них – далеко не отвлеченное понятие. Из анализа этого теракта видно, что современный терроризм в своих целях использует достижения глобализации и техногенной цивилизации. Как следствие, террористические акты становятся все изощреннее, растет общее поражающее воздействие терроризма.
Из данного анализа видно, что не уменьшается количество терактов с использованием «террористов-смертников». К примеру, в 2010году террористами-смертниками совершено целый ряд самоподрывов, в том числе:
в г.Москве – (29марта на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры»);
в Республике Дагестан – (6 января в г.Махачкале смертник на заминированной «Ниве», пытался прорваться на территорию базы ГИБДД, привел в действие неустановленное устройство, начиненное поражающими элементами, в результате взрыва погибли 5 сотрудников, получили ранения 14 сотрудников милиции и 8 местных жителей; 31марта в г.Кизляре при попытке сотрудников ДПС ОВД по г. Кизляр остановить автомашину «Нива» водитель привел в действие взрывное устройство, эквивалентное по мощности 200 кг тротила, в результате 2 сотрудников ДПС и проходивший мимо местный житель погибли, еще 1 инспектор ДПС с ранениями госпитализирован. По прибытии на место происшествия сотрудников следственно-оперативной группы участник НВФ, местный житель, одетый в форму сотрудника милиции, произвел подрыв закрепленного на нем устройства. В результате погибли 7 сотрудников милиции, получили ранения и госпитализированы 16 человек; 29 апреля теракт в населенном пункте Ленинаул; 5сентября теракт на территории палаточного лагеря 136 мотострелковой бригады на полигоне «Дальний» на окраине г.Буйнакска, в результате чего погибли 4 человека, более 30 получили ранения; 24сентября подрыв смертника в г.Махачкале, получили ранения и госпитализированы 13 сотрудников милиции, а также 13 местных жителей);
в Республике Ингушетия (5 апреля в г.Карабулаке Сунженского района, около здания ГОВД в 8 часов 20 минут террорист-смертник привел в действие взрывное устройство. Через 40 минут на этом же месте произошел взрыв припаркованного легкового автомобиля. В результате теракта пострадало 10 человек, из них 2 человека погибло, госпитализировано 8 человек; 22 ноября теракт в г.Назрани; в Чеченской Республике (30июня в г.Грозном); в Республике Северная Осетия-Алания (17августа в населенном пункте Чермен Пригородного района подрыв у поста милиции, в результате погиб - 1человек, ранено - 2человека; 9сентября теракт в районе Центрального рынка г.Владикавказа, в результате взрыва припаркованного автомобиля погибли 17 человек, 158 человек пострадали).
Как показывает анализ, характерными особенностями преступлений террористического характера являются: распространенность в крупных городах и областных центрах; на территории Северного Кавказа; кроме того, особым местом преступлений является объекты, связанные с транспортом, помещения, относящиеся к местам общественного пользования, несения службы правоохранительными органами, а также административные здания.
Сохраняется их нацеленность на Москву и Московскую область. Москва их привлекает потому, что является крупнейшим мегаполисов страны, в которой проживает 6,5% населения России, функционирует более 2500 предприятий, действует мощная транспортная сеть, размещены крупнейшие центры культуры, сосредоточены огромные материальные и финансовые ценности. Она является символом и визитной карточкой России. Московская область тесно связана с Москвой, в ней сосредоточено большое количество объектов инфраструктуры, обеспечивающей функционирование и жизнедеятельность жителей и гостей столицы. Для террористов это также является решающим фактором при выборе объектов совершения терактов. Продолжает существовать жесткая связь совершаемых терактов с событиями на Северном Кавказе.
Они совершались в столице и области тогда, когда федеральные силы достигали успехов в борьбе с бандформированиями в Северо-Кавказском регионе.
В 2008 – 2012 годах отмечается дальнейшая активизация и совершенствование методов и тактики борьбы с терроризмом. Об этом свидетельствуют результаты деятельности правоохранительных органов и внутренних войск.
В 2008 году было предотвращено 97 терактов, уничтожено 200 боевиков и главарей бандгрупп. За преступления террористической и экстремистской направленности осуждено около 900 человек. Из незаконного оборота изъято более 4 тыс. ед. огнестрельного оружия, свыше 2 млн. боеприпасов, около 4 тыс. взрывных устройств, около 8 тонн взрывчатки .
В результате принятых мер в 2009 году ФСБ РФ удалось предотвратить более 80 терактов .
В целях противодействия террористическим вызовам силовыми структурами и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации в СКФО в 2009 г. проведено 48 контртеррористических операций. При оказании вооруженного сопротивления получили ранения, несовместимые с жизнью, 450 бандитов. Среди них: представители «Аль-Каиды» на Северном Кавказе Зия Пече (Абу–Зар) и Хамдан бен Загнун, известный как «доктор Мухаммед»; главари бандгрупп – Байсханов, Беков, Джаппуев, Дзортов, Доткулов, Камалутдинов, Магомедов, Мансуров, Махаури, Мукожев, Мустапаев, Оздамиров, Осмаев, Саадулаев, Шейхулаев и др. Сорвана подготовка 86 преступлений террористической направленности. Обнаружено и обезврежено 45 самодельных взрывных устройств, приведенных в боевое положение. В Республике Дагестан предотвращен захват школы, в Новгородской области – взрыв в месте проведения массовых мероприятий. Задержано 810 членов бандподполья и их пособников, в том числе 6 смертников, планировавших подорвать себя в гг. Москве, Грозном и Махачкале. Раскрыто совершенное в июне 2009 г. покушение на президента Республики Ингушетия Ю-Б. Евкурова. Его организаторы бандглавари Дзортов и Алиев в момент задержания оказали вооруженное сопротивление и получили несовместимые с жизнью ранения. Выявлено и уничтожено 574 схрона с оружием и базы боевиков, изъято 522 самодельных взрывных устройств, 1736 единиц стрелкового оружия и 5,5 т взрывчатых веществ. К отказу от террористической деятельности склонено 92 лица. Проведено 315 антитеррористических учений. К длительным срокам лишения свободы осуждено 189 лиц, принадлежавших бандформированиям .
По словам главкома внутренних войск МВД России в 2010 году при участии военнослужащих внутренних войск были ликвидированы около 300 боевиков. Еще 500 человек были задержаны по подозрению в участии в незаконных бандформированиях .
В этом году правоохранительными органами были предотвращены крупные теракты в канун 9 мая в г. Москве, Чеченской Республике (Грозненский район), Республике Дагестан (городах Каспийск, Махачкала) и Кабардино-Балкарской Республике (23 мая, г.Тырныауз) .
Для 2011 года характерно проведение масштабных контртеррористических операций (КТО) на территории Северного Кавказа. Так, в результате КТО в 2011 году были уничтожены главный эмиссар международной террористической организации «Аль-Каида» на Северном Кавказе, главарь дагестанских бандитов И.Валиджанов, лидер махачкалинского бандподполья С.Аманов, главарь бандпополья на территории Кабардино-Балкарской Республики А.Джаппуев, К.Магомедов (главарь «избербашской» диверсионно-террористической группы), М.Айгумов, Р.Раджабов (главарь «каспийской» диверсионно-террористической группы), К.Меджидов, С.Гитинов, С.Багаутдинов, Р.Магомедов (члены «махачкалинской» диверсионно-террористической группы), Э.Алиев (главарь каспийской бандгруппы), М.Баширов, И.Черенкова, И.Гусейнов, З.Кадимагомедова (участники диверсионно-террористической группы Дербентского района), 6 членов диверсионно-террористической группы во главе с А.Магомедалиевым (главарь так называемого «спецбатальона», специализирующегося на проведении терактов в отношении сотрудников правоохранительных органов и представителей власти), Х.Хусинов. который был причастен к вооруженной диверсии 21июля2010г. на Баксанской ГЭС.
При проведении этих операций, как отмечает заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России генерал армии Н.Е. Рогожкин войска и правоохранительные органы действуют «очень прицельно, избирательно, точечно – по выявленным группам вооруженных бандитов, которые прячутся в домах, в схронах, бегают по горам и лесам» .
Председатель Национального антитеррористического комитета, директор ФСБ РФ генерал армии А.В.Бортников, выступая на заседании НАК сообщил, что российские силовики в 2011 году уничтожили 48 бандглаварей, в их числе три эмиссара «Аль-Каиды», 297 активных членов бандгрупп, задержано 660 бандитов и их пособников, в том числе 13 лидеров религиозно-экстремистского подполья . Спецслужбы предотвратили 94 преступления террористической направленности .
На 29-м совещании Национального антитеррористического комитета было сообщено, что только в период 2010-2011 года спецслужбами и правоохранительными органами было выявлено и предотвращено свыше 30 диверсионно-террористических актов на объектах промышленности и транспорта .
Борьба с терроризмом дорого обходится правоохранительным органам. Так, в 2009 году погиб 251 сотрудник правоохранительных органов и военнослужащий, а также 32 гражданских лица (в 2008 году соответственно 210 силовиков и 12гражданских), ранены 727 сотрудников и 85 гражданских лиц (в 2008 году – 484 силовика и 68 гражданских) .
Как показывает анализ, главный вектор террористической активности в Северо-Кавказском регионе направлен против сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, представителей органов государственной власти и управления, официального мусульманского духовенства. Используя наличие социальных проблем, террористы и бандформирования пытаются придать терроризму форму социального протеста, с целью привлечь в свои ряды новых сторонников, особенно молодежи, с целью формирования террористической сети «молодежных джамаатов». Все это требует глубокого изучения состояния кризисного социального самочувствия молодежи и их мотивов пополнения рядов боевиков.Как показывает анализ, еще не до конца выработаны и согласованы критерии реабилитации бывших участников незаконных вооруженных формирований.
За первое полугодие 2012 г. в стране зарегистрировано 363 преступления террористического характера.
Нынешний год знаменуется дальнейшим наращиванием и активизацией КТО на территории Северного Кавказа, прежде всего в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике.
В результате КТО были уничтожены: Д.Муталиев-один из главарей международной террористической организации «Имарат Кавказ» (организатор теракта в 2010г. на рынке г.Владикавказа и подрыва смертника в августе 2010г. на трассе «Ростов-Баку»), А.Занкишиев - главарь диверсионно-террористического бандподполья (координировал террористическую деятельность бандгрупп в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в этот период там было совершено более 30 терактов), Ш.Нуцалханов - главарь «новосаситлинской бандгруппы», организатор предотвращенного теракта в г.Махачкале летом 2011г. В июне, июле т.г. были также уничтожены И.Магомедов (кличка «Абдулхалик» и «Хомяк»), А..Магомедов (кличка «Абдула»), М.Газиков и др..
Директор Федеральной службы безопасности России А.В. Бортников, выступая 10 апреля 2012 г. в Сочи на заседании Национального антитеррористического комитета сообщил, что с начала 2012 года силами спецслужб удалось предотвратить 22 преступления террористической направленности. С января по апрель было возбуждено и переквалифицировано из ранее возбужденных 213 уголовных дел по признакам преступлений террористической направленности. Осуждено 46 человек, в том числе к пожизненному лишению свободы Ганиев и Амирханов - бандиты, участвовавшие в вооруженном нападении на Назрань в июне 2004 года, а также Магомедов и Ахмедов - организаторы и участники теракта у здания отдела полиции в Кизляре в марте 2010 года, где погибли 39 полицейских .
За 2008- 2012 годы в стране был сделан значительный шаг в совершенствовании федеральной антитеррористической правовой базы. Так, были внесены изменения в федеральные законы регулирующие вопросы транспортной безопасности, устанавливающие уровни террористической опасности, ужесточено наказание в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений террористической направленности и т.д. Принят законопроект, касающийся подсудности уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера. В 2008 году была утверждена Федеральная целевая программа «Антитеррор (2009 – 2012 годы)».
В стране в последние годы на основе анализа сложившейся террологической ситуации и поиска путей ее оптимизации, быстрого реагирования на проявления терроризма,выработана единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, учитывающая международные правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В нее входят решения Президента и Правительства России, Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, антитеррористических комиссий субъектов РФ. В настоящее время они стали носить в большей мере упреждающий характер. Сделан значительный шаг в преодолении разобщенности действий силовых структур. Больше стало уделяться внимания противодействию идеологии терроризма.
Антитеррористическая политика России является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности.
Ее основные положения нашли свое отражение Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. В ней, к примеру, изложены основные задачи противодействия терроризму.
Это:

  • выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; 
  • выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; 
  • привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
  • поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; 
  • обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; 
  • противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий. 
По каждому из этих направлений в первую очередь в правоохранительных органах и спецслужбах России сложилась соответствующая система деятельности, базирующаяся на приказах, директивах и федеральных программах.
Однако, несмотря на принимаемые государством и гражданским обществом меры, терроризм по-прежнему остается одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации.
Определенные позитивные изменения, произошедшие в Северо-Кавказском регионе в последние годы (что в значительной степени связано с повышением эффективности деятельности органов государственной безопасности, правоохранительных органов центрального и регионального подчинения, ростом доверия общества к антикризисным мероприятиям власти), не позволяют говорить о полной стабилизации обстановки в этом регионе.
К сожалению, приходится констатировать, что и в обозримой перспективе Северный Кавказ России, который еще со времен Великого Шелкового пути является геополитическим перекрестком, «солнечным сплетением Евразии» требует к себе самого пристального внимания в силу конфликтности и напряженности процессов происходящих в нем.
На внешние и внутренние условия сохранения и распространения терроризма на Северном Кавказе указывает в своей диссертации А.Боташева .
К основным внешним условиям, влияющим на сохранение угрозы терроризма на Северном Кавказе, она относит: проникновение в Российскую Федерацию представителей международных террористических организаций и их попытки воздействия на внутреннюю политику страны; активность агентов зарубежных разведслужб и радикальных идеологов; попытки ряда глобальных политических акторов реализовать сценарий цивилизационного противостояния ислама и христианства в ущерб национальным интересам России; амбиции ряда государств Ближнего и Среднего Востока превратить исламский мир в самостоятельный центр геополитического влияния.
Основными внутренними условиями, влияющим на активность международного терроризма на Юге России, на взгляд А.Боташевой, являются: целенаправленное внедрение идеологии экстремизма и терроризма на территории Северного Кавказа; отсутствие опыта демократической конкуренции партий и движений; распространение идей этнической исключительности и превосходства; требования независимости; противоречия между центром и регионами; коррупция в органах государственной власти; отчужденность между властью и населением; чрезмерно неравномерное распределение доходов; рост безработицы; инфляционные процессы; криминализация экономики; рост преступности; отсутствие эффективной системы социальных гарантий населению; низкая эффективность взаимодействия государства с конфессиями; резкое снижение социальной защищенности населения; крайне недостаточное использование потенциала СМИ и средств массовой коммуникации для пропаганды патриотизма и толерантности; использование СМИ для завуалированной пропаганды этнофобии, расизма, насилия; снижение образовательного, культурного и правового уровня населения; слабость традиционных конфессий в идеологическом противостоянии религиозно-политическому экстремизму.
Данные условия в практической жизни действуют в совокупности. За истекшие 2-3 года произошла их трансформация, влияние некоторых из них в Северо-Кавказском регионе значительно ослабло, но вместе с тем, они оказывают еще существенное влияние на общественно-политическую ситуацию в целом по стране, на состояние ее национальной безопасности.
Следует также признать, что борьба с терроризмом будет неэффективна без комплекса мер по повышению качества жизни в республиках Северного Кавказа, по адресному регулированию внутренней миграции, воспитания в обществе ценностей этноконфессиональной толерантности, взаимодействия государства с конфессиями на основе принципов секулярности и свободы совести, выработки государственной стратегии идеологического противостояния религиозному радикализму. На это неоднократно указывал Президент России В.В.Путин.
Угроза терроризма в определенной мере консолидирует наше общество, особенно после крупных террористических актов, но консолидация за счет образа врага имеет свои мобилизационные пределы.
Необходим анализ и глубокая проработка микрополитики терроризма на Северном Кавказе. Речь должна идти об его идеологии, характере программ, целей и задач; логики аргументации и степени осознанности собственных действий; различий в мотивации и позициях участников террористической деятельности в разных районах и субъектах Северо-Кавказского региона. На наш взгляд, выработать работоспособную систему мер борьбы с терроризмом возможно только в случае постоянного мониторинга изменений в его тактике.
Террористические акты, вызванные национальным сепаратизмом и подрывной деятельностью религиозно-экстремистского бандподполья, заставляют государство постоянно акцентировать внимание на проблемах укрепления национальной и государственной безопасности, требует постоянного наращивания усилий по нейтрализации террористических угроз, чтобы не допустить распространения влияния международных террористических организаций на другие субъекты Российской Федерации.

Валерий Журавель
Журнальный клуб Интелрос « Мир и политика » №10, 2012

Об итогах деятельности
Национального антитеррористического комитета
в 2009 году

Национальным антитеррористическим комитетом (НАК, Комитет) подведены итоги работы за 2009 г.
Основные террористические угрозы на территории России по-прежнему были связаны с деятельностью бандформирований и законспирированных религиозно-экстремистских структур в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).
В целях противодействия террористическим вызовам силовыми структурами и оперативными штабами (ОШ) в субъектах Российской Федерации в СКФО в 2009 г. проведено 48 контртеррористических операций (КТО). При оказании вооруженного сопротивления получили ранения, несовместимые с жизнью, 450 бандитов. Среди них: представители «Аль-Каиды» на Северном Кавказе Зия Пече (Абу – Зар) и Хамдан бен Загнун, известный как «доктор Мухаммед»; главари бандгрупп – Байсханов, Беков, Джаппуев, Дзортов, Доткулов, Камалутдинов, Магомедов, Мансуров, Махаури, Мукожев, Мустапаев, Оздамиров, Осмаев, Саадулаев, Шейхулаев и др.
Сорвана подготовка 86 преступлений террористической направленности. Обнаружено и обезврежено 45 СВУ, приведенных в боевое положение. В Республике Дагестан предотвращен захват школы, в Новгородской области – взрыв в месте проведения массовых мероприятий. Задержано 810 членов бандподполья и их пособников, в том числе 6 смертников, планировавших подорвать себя в гг. Москве, Грозном и Махачкале.
Раскрыто совершенное в июне 2009 г. покушение на президента Республики Ингушетия Ю-Б. Евкурова. Его организаторы бандглавари Дзортов и Алиев в момент задержания оказали вооруженное сопротивление и получили несовместимые с жизнью ранения.
Выявлено и уничтожено 574 схрона с оружием и базы боевиков, изъято 522 СВУ, 1736 единиц стрелкового оружия и 5,5 т взрывчатых веществ. К отказу от террористической деятельности склонено 92 лица.
Продолжена работа по совершенствованию общегосударственной системы противодействия терроризму. Национальным антитеррористическим комитетом выработаны дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищенности важных государственных объектов, нормализации обстановки в Северо-Кавказском регионе, повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, созданию кризисных штабов в росзагранучреждениях и организации их деятельности. Приняты решения по обеспечению антитеррористической безопасности в ходе подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, активизации информационного противодействия терроризму.
На заседаниях антитеррористических комиссий и оперативных штабов рассмотрены актуальные вопросы профилактики и борьбы с терроризмом. В этих целях в 31 субъекте Российской Федерации в 2009 г. приняты и реализуются соответствующие региональные целевые программы.
Проведено 315 антитеррористических учений.
Наряду с организационной деятельностью совершенствовалась нормативно-правовая база в сфере противодействия терроризму.
5 октября 2009 г. Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Принято 15 нормативных правовых актов, направленных на совершенствование общегосударственной системы противодействия терроризму.
Внесены изменения в законодательство о транспортной безопасности, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации будет устанавливать Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утвержден Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 458 «Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства».

Утверждено Положение о ведомственной охране Минпромторга России. Приказом министерства утверждены рекомендации по антитеррористической защищенности объектов промышленности.
Установлены требования к проведению обязательной сертификации физических и юридических лиц, выполняющих авиационные работы.
Принято соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических учений государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Комитетом, исходя из приоритетности несиловых мер противодействия терроризму, уделялось повышенное внимание вопросам профилактики террористических угроз, снижению уровня радикализации населения Северо-Кавказских республик.
Последовательно развивалось антитеррористическое сотрудничество с зарубежными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.
Российской стороной на саммите ШОС в Екатеринбурге в июне 2009 г. инициировано подписание ряда важных документов антитеррористической направленности, в числе которых Конвенция ШОС против терроризма и Соглашение о сотрудничестве в обеспечении международной информационной безопасности.
Анализ ситуации в сфере противодействия терроризму свидетельствует о том, что террористические угрозы будут сохраняться.
В связи с этим основные усилия НАК сосредоточит на реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности и совершенствования координации антитеррористической деятельности во вновь образованном Северо-Кавказском федеральном округе, нейтрализации бандформирований, выявлению и пресечению каналов финансирования, поступления оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, вскрытию инфраструктуры бандгрупп и их пособнической сети.
Аппарат Национального антитеррористического комитета

Статистические данные по террористическим проявлениям 2005 – 2007 гг

В 2005 году на территории Российской Федерации совершен 251 террористический акт, из них более 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.

Террористические акты

  1. С использованием взрывных устройств: 
    • транспортных средств – 100; 
    • минирований зданий правоохранительных и исполнительных органов – 21; 
    • подрыв сотрудников силовых ведомств и органов исполнительной власти при исполнении ими своих должностных обязанностей – 35.
  2. С использованием огнестрельного оружия: 
    • обстреляно автомашин сотрудников прокуратуры, правоохранительных органов, органов местного самоуправления – 43; 
    • обстреляно мест дислокации воинских частей, ОВД, КПП милиции на федеральных автодорогах – 19; 
    • обстреляно сотрудников силовых ведомств и органов исполнительной власти при исполнении ими своих должностных обязанностей – 39;

География совершения террористических актов

  • Чеченская Республика – 111 терактов (убито 85, ранено 213 человек); 
  • Республика Ингушетия – 36 терактов (убито 12, ранено 27 человека); 
  • Республика Дагестан – 77 терактов (убито 45, ранено 132); 
  • Республика Северная Осетия-Алания – 7 терактов (4 убито, 2 ранено); 
  • КарачаевоЧеркесская Республика – 3 теракта (2 убито); 
  • Кабардино Балкарская Республика – 8 терактов (23 убито, 47 ранено). 7 ДТА совершены «шахидами» смертниками.

В 2006 году в Российской Федерации совершено 112 террористических актов, из них 90% - против сотрудников правоохранительных органов и органов исполнительной власти в Южном федеральном округе.

Террористические акты

  1. С использованием взрывных устройств: 
    • транспортных средств – 43; 
    • минирований зданий правоохранительных и исполнительных органов – 8; 
    • подрыв сотрудников силовых ведомств и органов исполнительной власти при исполнении ими своих должностных обязанностей – 21;
  2. С использованием огнестрельного оружия 
    • сотрудников прокуратуры, правоохранительных органов, органов местного самоуправления – 33; 
    • обстреляно мест дислокации воинских частей, ОВД, КПП милиции на федеральных автодорогах – 12.

Количество совершенных в 2007 году террористических актов сократилось по сравнению с 2006 годом более чем в два раза (48 и 112 соответственно).
В то же время, по данным МВД России, по состоянию на 1 декабря 2007 года на территории Российской Федерации зарегистрированы 719 нападений (обстрелов, избиений) на сотрудников силовых структур, представителей местных органов власти и духовенства, что на 43,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Единый федеральный список организаций, признанных террористическими Верховным Судом Российской Федерации

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:

  1. «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа»,
  2. «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»,
  3. «База» («Аль-Каида»),
  4. «Асбат аль-Ансар»,
  5. «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»),
  6. «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»),
  7. «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»),
  8. «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»),
  9. «Лашкар-И-Тайба»,
  10. «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»),
  11. «Движение Талибан»,
  12. «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»),
  13. «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»),
  14. «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»),
  15. «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»)

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2006 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:

  1. «Джунд аш-Шам»
  2. «Исламский джихад - Джамаат моджахедов»

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года признаны террористическими и запрещена деятельность на территории Российской Федерации следующих организации:

  1. «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (прежнее название - «Салафистская группа проповеди и джихада»)


Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2010 года признана террористической и запрещена деятельность на территории Российской Федерации международной организации:

  1. «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»). 

Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

1. Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (решение Московского городского суда от 19.04.2007 о запрете деятельности).
2. Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности).
3. Общественное незарегистрированное объединение группа «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь» (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации).
4. Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).
5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).
6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).
7. Международная религиозная организация «Нурджулар» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности).
8. Общественное объединение Ахтубинское народное движение "К Богодержавию" (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008).
9. Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009).
10. Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Таганрог» (решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009).
11. Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство» (заочное решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009).
12. Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2010).
13. Группа «Джамаат мувахидов» (решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19.10.2007).
14. «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая» (решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2010).
15. Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян» (решение Приморского краевого суда от 28.07.2010).
16. Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010).
17. Местная организация города Краснодара – «Пит Буль» («Pit Bull») (решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24.08.2010).
18. Региональное общественное объединение "Национал-социалистическая рабочая партия России" ("НСРПР") (решение Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22.09.2010).
19. Межрегиональное общественное движение «Славянский союз» (решение Московского городского суда от 27.04.2010).
20. Межрегиональное общественное объединение «Формат-18» (решение Московского городского суда от 20.12.2010).
21. Религиозная группа «Благородный Орден Дьявола» (решение Верховного Суда Республики Мордовия от 27.12.2010).
22. Межрегиональное общественное движение «Армия воли народа» (решение Московского городского суда от 19.10.2010).
23. Местная общественная организация «Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца» (решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.05.2011).
24. Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь» (решение Московского областного суда от 05.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2011).
25. Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство» (решение Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2003).
26. Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины "Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов" (решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 12.12.2008).
27. Межрегиональное объединение «Русский общенациональный союз» (решение Владимирского областного суда от 30.05.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2011).
28. Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции» (решение Московского городского суда от 18.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2011).

Перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности

1. Кабардино-Балкарская региональная общественная организация «Совет старейшин балкарского народа КБР», деятельность которой приостановлена постановлением Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 09.11.2007.

Источник: http://nac.gov.ru/