Кураторам и преподавателям

Поволжский государственный университет сервиса

Кураторам и преподавателям

Принципы организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению 
обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья 
с различными нозологиями 

Принцип гуманистичности заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися в вузе социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных качеств. 
Принцип индивидуального подхода позволяет учитывать психофизиологические, антропометрические, поведенческие особенности; природные качества – пол, возраст, способность к обучению, состояние здоровья, нозологию и т. д.; предполагает выбор и использование личностно-ориентированных методов психологического взаимодействия с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. 
Принцип системности предполагает, что психолого-педагогическое сопровождение выстраивается как системная деятельность, построенная на современные достижения в области психологической и педагогической наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов сопровождения.
Принцип системности сопровождения реализуется также через единство комплексной диагностики, развития и коррекции – определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи студентам с ОВЗ и инвалидностью, обучающимся в вузе. К системообразующим  факторам относится социальная ситуация развития обучающегося, адекватное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе, скоординированность усилий, командный стиль организуемого психолого-педагогического сопровождения. 
Принцип научности отражает использование современных научных подходов, методов диагностики и коррекции развития личности обучающегося с инвалидностью и ОВЗ. 
Принцип интегративности предусматривает интеграцию различных технологий, методов, методик, дидактических приемов в процессе психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью. 
Принцип непрерывности – организация сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью на всех этапах обучения в вузе. 
Принцип позитивно-ресурсной диагностики – выявление факторов, позволяющих решать задачи психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью на всех этапах обучения в вузе.
Принцип мультидисциплинарности обеспечивает взаимодействие, согласованность работы специалистов различного профиля (педагог- психолог, преподаватель, куратор студенческой группы, тьютор, медицинский работник и др.) с обучающимся и использование каждым специалистом соответствующих научных методов исследования для целостного изучения особенностей развития и состояния студента.
Принцип комплексности подразумевает взаимосвязь и координацию деятельности различных специалистов, всех участников учебно- воспитательного процесса в решении задач психолого-педагогического сопровождения: преподавателей, кураторов студенческих групп, педагогов- психологов, администрации и др. 
Принцип адаптивности – предполагает учет и приведение основных параметров социальных и личностных характеристик студентов с ОВЗ и инвалидностью в состояние динамического соответствия с условиями  вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студенту, разработку средств оптимизации процесса адаптации. 
Принцип превентивности – предупреждение возникновения проблемных ситуаций развития личности и обучения в вузе. 
Уровни психолого-педагогического сопровождения:  индивидуально-психологический (развитие основных психических процессов и психологических систем);  групповой;  коммуникативный (особенности сопровождения в межличностном взаимодействии, например, на уровне студенческой группы);  на уровне ВУЗа. 
23.01.2021, 18:34:20