В феврале 2009 года на Ученом совете ПВГУС был заслушан доклад начальника учебного управления А. Б. Безруковой «Формирование н...

 

В феврале 2009 года на Ученом совете ПВГУС был заслушан доклад начальника учебного управления А. Б. Безруковой «Формирование новых технологий организации учебного процесса на основе инновационных образовательных программ». Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого доклада.
Развитие современного образования в России, отметила Антонина Борисовна Безрукова, происходит в тесной взаимосвязи со становлением и развитием рынка образовательных продуктов и услуг. Разработка и распространение технологических инноваций, применение в образовательном процессе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий является ведущим фактором развития инновационного учебного процесса.
Под термином «новые образовательные технологии» подразумеваются, в частности:
 - полное обеспечение студентов учебными материалами на бумажных и/или электронных носителях;
- размещение в электронной среде вуза содержания образовательных курсов, учебно-методической литературы, расписания занятий, учебных планов, программ практической подготовки и итоговой государственной аттестации и организация доступа каждого студента к ним;
- разработка специальных оценочных средств по дисциплинам, в том числе для самоконтроля;
- проведение консультаций студентов в режиме реального времени посредством видеоконференций и в режиме отложенного времени посредством электронной почты;
- применение активных методов обучения;
- блочная организация учебного процесса на основе рейтинговой системы.
Деятельность по внедрению инновационных элементов организации учебного процесса в нашем вузе осуществляется постоянно, а формально данное направление впервые было закреплено в Плане освоения инновационных образовательных технологий на 2007-2008 учебный год.
Подводя итоги выполнения плана, А. Б. Безрукова отметила, что:
- в университете внедрена система «Прометей», обеспечивающая репетиционное тестирование по дисциплинам учебного плана и итоговую оценку уровня знаний студентов заочной формы обучения,
- осуществляется проведение занятий в виде мультимедийных слайд-лекций,
- внедрена система АСТ-тест,       
- созданы электронные учебно – методические комплексы дисциплин (УМКД), которые в том числе содержат  конспекты лекций,
- внедрены элементы блочно-модульной схемы организации учебного процесса,
- в учебные планы введены дисциплины «Планирование профессиональной карьеры» и «Инновационный менеджмент» для формирования инновационной культуры обучающихся,
- в программу внутривузовского семинара повышения квалификации профессорско-преподавательского состававключены вопросы по разработке новых форм проведения занятий, причем обучение новым технологиям  осуществляется с применением этих же технологий,
- обеспечена доступность студентов к электронной библиотечно-информационной базе университета, которая постоянно расширяется и обновляется,
- технически оснащены аудитории вуза для проведения учебных занятий с использованием современных информационных технологий.
На сегодняшний день арсенал технических средств и информационных технологий современного образования достаточно многообразен, и к тому же он постоянно совершенствуется. То, чем располагает наш университет на ближайшую перспективу, подчеркнула А. Б. Безрукова, можно считать достаточным. Особо она отметила высокий уровень материально-технической базы университета, в которую вошли аудитории, оснащенные проекторами, ноутбуками, современные компьютерные классы, мощный издательский центр, электронная библиотека, лицензионные компьютерные обучающие программы, тестовая программа АСТ-тест, видео-, аудиооборудование, интерактивные доски и автоматизированные программы для управления учебным процессом.
Настоящее положение дел в нашем вузе можно охарактеризовать так:
 - администрация вуза не только не препятствует, а активно, в том числе материально, поддерживает внедрение новых технологий в образовательный процесс;
- поскольку  число учебных курсов, реализуемых на основе применения новых технологий пока невелико, можно говорить о том, что новые технологии применяются в вузе фрагментарно;
- разработкой таких материалов в большинстве занимаются отдельные преподаватели, но также в вузе создан отдел дистанционного обучения. Деятельность специалистов отдела, обеспечена необходимыми техническими средствами, инструментарием, позволяющим создавать и осуществлять доступ к инновационнымучебным материалам;
- можно констатировать, что новые технологии имеют в вузе все более и более широкое распространение, эффективность их применения повышается, что, несомненно, будет способствовать формированию инновационных образовательных программ.
Разработка подобных образовательных программ в университете требует сбалансированного системного подхода всех участников образовательного процесса и, в первую очередь, ППС как основного звена, способного сформулировать цели образования и обеспечить их достижение.
Начальник учебного управления  рассказала, что подведению итогов работы университета в данном направлении, распространению передового опыта и наращиванию эффективности использования установленных инструментальных средств, а также определению перспектив развития будут посвящены мероприятия, объединенные по времени в Неделю инноватики.
Мероприятия будут направлены на совершенствование проведения слайд-лекций, обучение преподавателей разработке лекционного курса с  применением интерактивной доски, также будет проведен семинар по созданию оценочных средств сиспользованием программы АСТ-тест. Планируется провести информационно-консультационный семинар по патентоведению, в том числе для студентов, для активизации работы в данном направлении. В качестве новой формы консультирования курсового проектирования будет предложена презентация готовых курсовых проектов студентами старших курсов перед студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», только приступившими к выполнению курсовой работы. Также будут подведены итоги работы по оценке работодателями содержания вузовского компонента учебных планов и определены профессиональные компетенции, которым надлежит остаться в учебных планах или быть замененными более востребованными рынком труда.
В заключение докладчик определила основные принципы, которые должны выполняться в вузе при организации учебного процесса на основе инновационных образовательных технологий и выборе таких технологий:
1. В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.
2. Выбор технических средств и инструментария должен осуществляться на основе мониторинга образовательного процесса, так как дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии.
3. Результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки учебных курсов и схемы предоставления инновационных форм консультаций обучающимся.
4. Наиболее эффективным при ОУП остается подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.  
Инновационным является вуз, который:
- постоянно обновляет перечень реализуемых образовательных программ;
- внедряет автоматизированные системы управления учебным процессом;
- внедряет инновационные формы организации учебного процесса и формы проведения учебных занятий, практической подготовки студентов;
- обеспечивает обучающимся условия для получения широкого спектра бизнес-приложений к основной программе обучения для повышения их конкурентноспособности;
- создает условия для научно-исследовательской деятельности и получения послевузовского образования.
Все перечисленные направления успешно реализуются в нашем университете, однако каждый из них необходимо совершенствовать, развивая тем самым инновационную структуру  вуза. Рассмотренные в докладе новые технологии организации учебного процесса на основе инновационных образовательных программ нашли отражение в плане внедрения инновационных образовательных технологий на 2009 год.
 


 
 
 
 
 
 
К списку