7 июля в Поволжском государственном университете сервиса прошло выездное заседание объединенного диссертационного совета ДМ 212.242.12 по специальности 24.00.01 – «Теория и история культуры». Председатель совета – Александр Викторович Волошинов, доктор философских наук, профессор кафедры «Культурологи» Саратовского государственного технического университета, – любезно согласился ответить на ряд вопросов пресс-центра ПВГУС.
Александр Викторович Волошинов – известный российский философ, автор более 150 публикаций на русском, английском и французском языках. Книга А.Волошинова «Пифагор» (М.: Просвещение, 1993) вошла в число победителей конкурса «Обновление гуманитарного образования в России. В 2000 году вышло второе дополненное издание его книги «Математика и искусство». Александр Викторович – постоянный автор журнала РАН «Человек», международных журналов «Leonardo», «Empirical Studies of the Arts» и других.
Кроме того, Александр Викторович является членом международной ассоциации эмпирической эстетики (Париж, Франция), международного общества искусств, наук и технологий (Сан-Франциско, США), международного общества математической эстетики (Нью-Йорк, США). Внесен в биографические справочники «Кто есть кто в мире» (16-19 издания, США), «Выдающиеся люди XX века» (Международный биографический центр в Кембридже), «Известные русские» и другие.
Корр.: Александр Викторович, зачем людям нужна культурология и соответствующее образование? В чем прикладная значимость этой науки?
- Сказать, зачем людям нужна культурология, – это значит ответить на вопрос, зачем людям нужна культура. А ответить на этот вопрос непросто. Мне нравится, ответ Дмитрия Сергеевича Лихачева на этот вопрос: «Культура – это то, что оправдывает наше существование перед Богом!». Если мы раскрываем тот потенциал (у каждого он свой, разумеется), который Господь в нас вложил, значит оставляем какой-то след в культуре, что-то оставляем потомкам.
Вот Леонардо да Винчи – казалось бы, гений из гениев. Один искусствовед про него написал: «Да человек ли это?», то есть поставил его уже наравне с Богом. И, тем не менее, Леонардо перед смертью мучился, и мучился как раз тем, что он мало сделал, не раскрыл тот потенциал, который Господь в него вложил. И если говорить честно и строго, то это на самом деле так. Я сейчас скажу кощунственную вещь, но Леонардо сделал действительно очень мало. Он – экспериментатор, ученый. Он провозился с этой несчастной статуей коня 15 – 20 лет, а в конце концов она развалилась. В то время как Микеланджело украсил своими скульптурами все храмы Рима.
Безусловно, культура нужна. И, конечно, культура нужна в таком технотронном, техническом городе, как Тольятти. Мне очень нравится одна фраза, ее сказал американский астронавт Нил Армстронг после того, как вернулся из полета на Луну: «Я улетал технарем, а вернулся гуманитарием». Это очень здорово, человек как бы «с Луны» увидел и понял, что такое наш мир, в котором мы живем, и что этим миром надо озадачиваться, о нашем месте в этом мире размышлять. Не только, как мы привыкли, «гнать» какую-либо продукцию – нужно остановиться, задуматься, посмотреть, как же все красиво! Как красиво написал Пушкин, как красиво сказал Толстой и т.д. К сожалению, наша техногенная жизнь этому мешает. Поэтому развитие всяких культурных контактов, тем более для такого города, как Тольятти, очень важно. Именно этим и должны заниматься культурологи – развивать культуру, расширять культурные связи.
Корр.: Что Вы думаете о сотрудничестве между Тольятти и Саратовом в гуманитарной сфере?
- Контакты между Тольятти и Саратовом важны. Во многом эти города противоположны. Тольятти – молодой, здоровый город, технический, растущий. А Саратов, к сожалению, я должен констатировать это, – старый и сейчас во многом умирающий город. Я уже не говорю о грязных улицах, которые никто не метет и никого это не волнует. Но дело даже и не в этом: есть различие в историческом развитии этих городов. Стремительный, технический, мощный взлет – это Тольятти, и медленное накопление культуры, собирание по крохам в течение длительного времени – это путь Саратова. И здесь взаимные контакты могут сыграть положительную роль. Свежая кровь, она еще никому не мешала.
Мы долго шли к этому моменту и добились, что ВАК в Москве утвердил нам диссертационный совет, костяк которого составляют два города: Тольятти и Саратов. Этот совет еще такой особенный, потому что культуру он рассматривает с трех позиций: позиции истории, позиции философии и позиции самой культуры, собственно культурологии. Диссертации могут защищаться по трем наукам. Остается только работать, чтобы не мучиться потом, как Леонардо, что мало сделал!
Александр Курочкин
пресс-центр ПВГУС