30 августа 2010 года в актовом зале ПВГУС состоялось совещание профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета сервиса. На августовском совещании в ПВГУС традиционно подводятся итоги прошедшего учебного года и приемной кампании, а также определяются цели и задачи нового учебного года.
На фото: Участники августовского совещания
Открыла совещание ректор вуза, д.э.н., профессор Л. И. Ерохина. В своем докладе «Приоритеты развития университета в 2010–2011 году в условиях модернизации высшего профессионального образования в Российской Федерации» Лидия Ивановна выделила общие тенденции, характерные для системы высшего профессионального образования РФ на современном этапе: сложная демографическая ситуация, неизбежность переориентации ВПО на реалии рынка труда и интересы общества, интенсивное развитие информационных технологий и необходимость инноваций в учебном процессе. Ректор подчеркнула, что 2010 год станет годом, когда будут подводиться итоги модернизации высшей школы в стране, и подробно остановилась на том, с чем же в новый учебный год вступает ПВГУС.
В первую очередь, ректор университета отметила положительные итоги приемной кампании 2010 года: оптимальное формирование контрольных цифр набора, минимальное количество отказов абитуриентов от участия в конкурсе, увеличение числа абитуриентов, ориентированных на обучение именно в университете сервиса. План набора в ПВГУС был выполнен уже 5 августа – в первую волну, хотя по стране таких вузов оказалось только 10%.
Высоким считает ректор и уровень обновляемости образовательных программ университета: большинство направлений подготовки и специальностей, предлагаемых вузом, соответствуют задачам стратегического развития города и региона.
С 2010 года университет сервиса почти полностью перешел на двухуровневую систему подготовки студентов, и особенно актуальным становится вопрос повышения компетенций профессорско-преподавательского состава. Наличие ученой степени, научная мобильность, инновационность в научных исследованиях и образовании – обязательные качества для преподавателя в реформирующейся системе высшего образования, подчеркнула Л. И. Ерохина. Ректор также заверила собравшихся в том, что политика интенсивного внедрения информационных технологий в университете будет продолжена, что также призвано повысить инновационность учебного процесса.
Зоной особого внимания в новом 2010-2011 учебном году станет дополнительное профессиональное образование. Работа в этой сфере – важная составляющая имиджа вуза, и это направление должно стать приоритетным наравне с другими образовательными программами. Преподавание в области дополнительного профессионального образования имеет свою специфику и требует от профессорско-преподавательского состава овладения новыми компетенциями, практическими навыками, психологической и педагогической подготовкой. Поэтому задачи профессиональной мобильности ППС становятся одними из основных и напряженных направлений развития университета в новом учебном году.
Остановилась Л. И. Ерохина и на проблемах научного потенциала вуза: согласно современным требованиям уровень вовлеченности ППС, студентов и аспирантов в научную деятельность остается не достаточно высоким, затормозился вопрос открытия докторантуры по экономическим специальностям – эти и другие вопросы требуют срочного решения.
Так же важно продолжать движение в сторону интеграции в научно-инновационную деятельность в рамках международного сотрудничества и участия в Национальном научно-образовательном инновационно-технологическом Консорциуме вузов сервиса, для чего необходимо интенсивно развивать соответствующую инфраструктуру. Лидия Ивановна отметила, что основная задача Консорциума состоит в модернизации образования в сфере сервиса и интеграции его в международный образовательный процесс. У многих кафедр уже накоплен неплохой опыт международного научного сотрудничества, который должен активнее реализовываться в конкретные результаты уже к концу календарного года.
Развитая инфраструктура научной деятельности необходима и для внедрения инновационных технологий в учебную деятельность. Перед современным вузом стоят задачи превратить учебный процесс в научно-учебный, а это требует развития не только и не столько аудиторного фонда, сколько организации различных научных лабораторий, в которых студенты смогут на практике развивать свой инновационный потенциал.
Ректор университета призвала коллектив по-прежнему уделять внимание воспитательной работе со студентами, повысить уровень аналитической работы на кафедрах и в подразделениях. Также в своем докладе ректор остановилась на вопросах оплаты труда, обеспечения учебного процесса дополнительным оборудованием и учебной литературой и проведения ремонтных работ в помещениях университета.
В заключение своего выступления д.э.н., профессор Л.И. Ерохина высказала мнение, что предстоящий год будет проходить в жестких условиях, но она уверена: высокий профессионализм ППС и сотрудников университета позволит коллективу справиться с поставленными задачами.
На фото: В президиуме совещания
Выступавшая сразу после ректора руководитель тольяттинского территориального управления Министерства образования и науки Самарской области Л. Е. Загребова. говорила об общих проблемах высшего профессионального образования в стране. Как отметила Лариса Евгеньевна, сегодняшняя ситуация оценивается как сложная, тормозящая инновационное развитие государства. Нужен приток абитуриентов в вузы на специальности, необходимые для обновления экономики страны, в первую очередь, инженерные, связанные с информационными технологиями и естественными науками. Однако приемная кампания этого года в России показала, что лишь небольшое количество одиннадцатиклассников выбирают в качестве ЕГЭ предметы математического и естественнонаучного циклов, получая, таким образом, возможность поступать на востребованные современным обществом направления подготовки. Министерство образования и науки Самарской области намерено приложить все усилия, чтобы переломить эту ситуацию в области. Руководитель тольяттинского территориального управления Министерства образования и науки Самарской области особое внимание обратила на значимость работы по переподготовки кадров для города Тольятти и, в частности, высвобождающихся работников ОАО АВТОВАЗ в стенах ПВГУС. Многие из них уже приступают к работе в новых для себя сферах деятельности, в чем немалая заслуга университета. В конце своего выступления Л. Е. Загребова поблагодарила коллектив университета за тысячи выпускников, которые работают на многих предприятиях области, и пожелала успехов в новом учебном году.
Темой выступления проректора по учебной работе и качеству образования к.э.н., доцента О. Н. Наумовой стала программа перехода университета на уровневое образование в условиях межвузовской интеграции Национального научно-образовательного инновационно-технологического Консорциума вузов сервиса. Ольга Николаевна подчеркнула, что 2010–2011 учебный год – последний, переходный год для вхождения российской системы высшего профессионального образования в европейскую. С 1 сентября 2011 года будут внедрены федеральные образовательные стандарты третьего поколения. Для успешного перехода университета на уровневую систему подготовки необходимо определить перечень направлений, по которым будет вестись подготовка в ПВГУС, разработать учебные программы в соответствии с ФОС третьего поколения, сформировать список стратегических партнеров, работодателей для определения дополнительных компетенций выпускников. Еще одна задача – повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, задействованного в подготовке новых учебных программ. Это сложные задачи, отметила О. Н. Наумова, и наш университет стал инициатором интеграции вузов сервиса по этому направлению в рамках Консорциума.
Проректор по инновационной и научно-исследовательской деятельности д.и.н., доцент В. Н. Якунин в своем выступлении «Механизм реализации инновационных подходов к организации научно-исследовательской деятельности университета и профессорско-преподавательского состава на 2010–2011 учебный год» рассказал о новой системе материального вознаграждения научной деятельности в вузе и о инновационных мероприятиях, запланированных Управлением научных исследований ПВГУС на новый учебный год: конкурсы грантов среди преподавателей, творческие конкурсы для ППС и студентов, организация молодежной площадки на базе Инновационно-технологического бизнес-инкубатора Тольятти для реализации научных разработок студентов и аспирантов. Кроме конференций в привычном формате планируется проведение телемостов, международных заочных конференций и семинаров, мастер-классов для студентов и специальных научных кружков для студентов СПО.
Директор института экономики к.э.н., доцент А. Н. Кара в своем выступлении «Опыт реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования и направления его развития как уровня в системе непрерывного профессионального образования университета на 2010–2011 учебный год» подвела итоги первого года реализации образовательных программ СПО в университете. Анна Николаевна отметила, что эти программы вызвали интерес у целевой аудитории и обладают несомненными преимуществами для обеих сторон: для студентов это раннее приобщение к высшему образованию и профессиональной деятельности, высокое качество подготовки, для университета, в свою очередь, важна ориентация студентов СПО на получение дальнейшего образования именно в нашем вузе, возможность осуществлять переподготовку и повышение квалификации для преподавателей ссузов. Годовой опыт показал, что новая категория студентов требует иного подхода при разработке программ и организации учебного процесса и научной работы. Для достижения положительного результата в этом направлении деятельности нужна заинтересованная и скоординированная работа всего коллектива университета. Как отметила А. Н. Кара, опыт кафедры «Экономика и организация коммерческой деятельности» вызвал большой интерес у профессорско-преподавательского состава других кафедр института экономики.
Выступление заведующего кафедрой «Информационный и электронный сервис», руководителя штаба профориентационной работы 2010 года к.т.н., доцента В. И. Воловача было посвящено основным направлениям, формам и методам профориентационной работы на технические специальности университета на 2010–2011 учебный год. Владимир Иванович обозначил основные задачи, стоящие перед техническим факультетом в новом году: выполнение плана набора в установленные сроки, увеличение количества технических специальностей и количества студентов внебюджетной формы на технических специальностях. Для решения этих задач необходимо в течение года вести профориентационную работу в тех школах города, где традиционно показываются высокие результаты по физике и многие абитуриенты выбирают ЕГЭ по физике, проводить информационную работу с 9-классниками и их родителями, принимать деятельное участие в информационно-консультационных мероприятиях университета, регулярно размещать информацию в университетских и городских СМИ, организовывать встречи с работодателями, участвовать в городских и региональных олимпиадах для школьников. Важным фактором популяризации технических специальностей, подчеркнул В.И. Воловач, станет использование в работе с абитуриентами современных информационных технологий: организация веб-экскурсий на сайте университета, on-line общение по скайпу и электронной почте.
Также на совещании были заслушаны сообщения начальника учебного управления А. Б. Безруковой – «Организация учебного процесса в 2010–2011 учебном году на основе реализации программы перехода университета на уровневое образование» – и начальника управления магистратуры и послевузовского образования к.э.н. И. А. Калашниковой – «Формирование условий для реализации и развития основных образовательных программ магистерской подготовки на 2010–2011 учебный год». А. Б. Безрукова отметила, что университет подошел к переходу на уровневое образование не с нулевым циклом: основные элементы двухуровневой системы уже внедрены и функционируют. И. А. Калашникова в своем сообщении подчеркнула, что реализация магистерских программ для вузов сейчас – одно из приоритетных направлений, и рассказала о том, как развивается это направление в ПВГУС.
Последним на совещании прозвучало сообщение помощника ректора по воспитательной работе Н.С. Веневой "Организация Дня знаний и задачи университета на 2010–2011 учебный год по формированию социокультурной среды». Университет, сказала Нина Сергеевна, – это особый социокультурный институт, в котором готовят не только профессионалов, но и носителей культуры, поэтому так важно сформировать благоприятную среду, в которой студент будет вращаться несколько лет. В процессе формирования этой среды возрастает роль личности преподавателя, особенно куратора, и его влияния на личность студента. Важной частью социокультурной среды университета становится психолого-консультационная служба, которая уже несколько лет функционирует в ПВГУС. Еще одна составляющая этой среды – отдел внеучебной деятельности, почти полностью обновленный в этом году. В заключение Н. С. Венева назвала имена преподавателей, которым студенты по итогам прошедшего года присудили звания «Лучший куратор» (С. Н. Скобелева) и «Преподаватель глазами студентов» (В. М. Селиванов).
Закончилось августовское совещание на торжественной ноте. Ректор ПВГУС д.э.н., профессор Л. И. Ерохина зачитала приказ Министерства образования и науки РФ, согласно которому звание «Почетный работник высшего образования» получили к.т.н., доцент В. И. Воловач, д.э.н., профессор В. В. Янов, д.и.н., профессор В. П. Овсянников, а доцент Т. Г. Чирикова и доцент, к.ф.-м.н. В. В. Говоров получили Почетные грамоты Министерства образования и науки РФ.
Пресс-центр ПВГУС,
Е. Князева