Top.Mail.Ru

С 25 по 29 апреля 2011 г. в ПВГУС проходила Неделя инноватики

04/05
  Проведение Недели инноватики в университете сервиса стало одной из значимых традиций. В этом году мероприятия в рамках Недели инноватики были ...

 

Проведение Недели инноватики в университете сервиса стало одной из значимых традиций. В этом году мероприятия в рамках Недели инноватики были посвящены переходу на уровневое образование и внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Символ Недели инноватики
День первый
Одним из основных требований ФГОС, изменяющим привычные подходы к содержанию образовательных программ, является практикоориентированность новых стандартов, их направленность на союз образовательных учреждений с работодателями.
С этой целью открыл Неделю инноватики круглый стол "Тренды молодежного рынка труда г.о. Тольятти", принять участие в котором пригласили представителей городских учреждений и организаций:
- Торгово-промышленная палата г.о. Тольятти;
- ГУ Центр занятости населения г.о. Тольятти;
- Тольяттинское управление Министерства образования и науки Самарской области, отдел образовательных программ;
- Комитет по делам молодежи Мэрии г.о. Тольятти;
- МАУ г.о. Тольятти Агентство экономического развития «Тольяттинский инновационно технологический бизнес-инкубатор»;
- ОАО «Сбербанк РФ»;
- Национальный банк Сбережений;
- а также представителей бизнес-сообщества города, организаций, являющихся базами практик для студентов университета и потенциальными потребителями выпускников университета.
На встрече была озвучена важность роли представителей рынка труда в формировании содержания и реализации образовательных программ университета.
Заслушав доклады и выступления представителей организаций города, заинтересованной общественности и представителей кафедр, можно констатировать что, развитие системы трудоустройства студентов и выпускников вуза нуждается в постоянном преобразовании, с учетом современного состояния рынка труда, и в выработке наиболее эффективных путей решения существующих проблем. Необходимо отметить, что в развитии сотрудничества университета сервиса с бизнес-сообществом города наметились положительные тенденции. Так, в мероприятиях Недели инноватики приняли участие представители крупных общественных объединений предпринимателей, таких как: Торгово-промышленная палата г.о. Тольяти; Местное отделение г.Тольятти Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»; Профсоюз предпринимательства г.о.Тольятти.
По итогам круглого стола были  выработаны рекомендации:
        - отделу мониторинга, практической подготовки и трудоустройства применять современные информационные технологии при содействии в трудоустройстве выпускников и студентов вуза;
         - создать банк данных лучших студентов для их продвижения в сотрудничестве с Тольяттинским инновационно-технологическим бизнес-инкубатором и содействия в выстраивании успешной карьеры.
 
В целях совершенствования механизма мониторинга индивидуальных достижений обучающихся, практической подготовки и трудоустройства была организована межвузовская видеоконференция "Опыт межвузовского сотрудничества и особенности взаимодействия с бизнесом", с участием представителей ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», НОУ ВПО «Волжский университет им. Татищева», ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» (заочно), НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» (заочно) и ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет», являющегося членом Консорциума вузов сервиса. В ходе обмена опытом были рассмотрены общие достижения и трудности, возникающие при организации данного направления деятельности вузов. На основе совместного диалога были сформулированы следующие направления деятельности:
- для повышения качества образовательного процесса необходимо возрождать такую форму стажировок, как стажировки преподавателей университета на предприятиях, осуществляющих деятельность, соответствующую профилю преподаваемых дисциплин;
- формировать мотивацию работодателей для организации целевой подготовки студентов, в том числе студентов старших курсов, имеющих высокий рейтинг в учебе и способных к успешной трудовой деятельности, заинтересованных в карьерном росте;
- создать банк данных лучших студентов для возможной полной или частичной целевой поддержки с последующим трудоустройством;
- разработать программу и провести в первом семестре 2011-2012 года бизнес-фестиваль, направленный на создание условий для адаптации выпускников университета при их трудоустройстве, формирование предложений от работодателей по составу заказных тем выпускных квалификационных работ, формирование кадрового состава работодателей для реализации образовательных программ и т.д., предусматривающий проведение различных совместных тренингов и мастер-классов;
- с целью совершенствования образовательного процесса в вузе провести анкетирование выпускников вуза разных лет;
- провести опрос работодателей с целью выявления наиболее интересных и полезных форм сотрудничества и направлений взаимодействия;
- выйти на предприятия, являющиеся базами практик для студентов университета с предложением создания на их базе учебных площадок для проведения стажировок обучающихся и преподавателей;
- рассмотреть возможность заключения договора с предприятиями о внесении в трудовую книжку студента, что он работал в какой-либо должности на данном предприятии и имеет опыт работы в конкретной должности;
- запланировать в 2011-2012 учебном году проведение экскурсий для студентов университета на предприятия для обоснованного выбора места практики и будущего трудоустройства;
- с целью устранения формальных подходов к организации практики рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение о проведении практической подготовки студентов и осуществлять распределение студентов на места практики, подобранные университетом;
- ввести порядок посещения руководителем практики от университета мест прохождения практики студентами;
- в течение 2011-2012 учебного года вести мониторинг качества проведения занятий представителями предприятий (организаций, учреждений);
- создать условия в вузе для проведения встреч, своего рода конференц-зал для организации круглых столов и других подобных мероприятий.
            День второй
            Важным направлением деятельности университета является сотрудничество с вузами Консорциума. Для повышения информированности широкого круга преподавателей вуза в рамках Недели инноватики была осуществлена рассылка пакета документов и проведена презентация основных нормативных документов по организации межвузовского взаимодействия: Положение о Национальном научно-образовательном   инновационно-технологическом Консорциуме вузов сервиса, Положение об академической мобильности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов и преподавателей Национального научно-образовательного инновационно- технологического Консорциума вузов сервиса, Положение об объединенной государственной аттестационной комиссии Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, Проект Положения «О порядке разработки и условиях реализации межвузовских основных и дополнительных образовательных программ по направлениям сферы обслуживания».
Также в презентации были представлены сопряженные образовательные программы, по которым осуществляется подготовка в вузах Консорциума для развития связей конкретных кафедр. Рассмотрен порядок осуществления работы объединенной ГАК, механизм академической мобильности студентов и преподавателей.
С целью развития  межвузовского сотрудничества преподавателями были высказаны пожелания:
- дополнить План академической мобильности и предусмотреть выезды преподавателей в другие вузы на стажировки;
- осуществить детализированное описание процедур документационного обеспечения академической мобильности и участия в ОГАКК.
День третий
Еще одним мероприятием Недели стало выступление доцента В.М.Селиванова и последующее обсуждение его доклада  «Парадигма инновационности российского образования», в ходе которого были выделены основные негативные тенденции современной системы образования, а именно: дисциплинарный подход, бездумная трансляция информации студентами, отсутствие ценностных ориентиров у некоторых студентов, нарушение моральных и этических норм студентами и преподавателями, однообразность форм проведения занятий, низкая мотивация студентов к получению знаний, несовершенство рейтинговой системы и компьютерного тестирования, формализм в образовательном процессе.
При подведении итогов было отмечено, что ФГОС разработаны с учетом устранения вышеназванных недостатков организации образования в стране и направлены на развитие личностных качеств обучающихся, их гражданской позиции, способностей к проектной деятельности и на развитие мыслительных способностей. Общекультурные и профессиональные компетенции ФГОС предусматривают формирование творческого развития обучающихся, но обеспечить его смогут только подготовленные преподаватели, имеющие высокий интеллектуальный и творческий потенциал. С целью повышения квалификации ППС необходимо совершенствовать педагогическую подготовку и внедрять инновационные формы проведения занятий. Немаловажным является оценка оптимального использования ресурсов вуза, а именно снижение занятости преподавателей аудиторными занятиями, что позволит выделить время на создание методического сопровождения активных и интерактивных форм проведения занятий и разработку средств оценки уровня сформированности компетенций, проведение научных исследований. В связи с этим намечены следующие направления совершенствования:
- с целью интенсификации организации учебного процесса в вузе изменить зависимость расчета штатов ППС кафедр от содержания учебных планов и проводить дальнейшую их унификацию;
- проводить разъяснительную работу на обслуживающих кафедрах университета по принципам, заложенным в новых образовательных стандартах;
- запланировать в 2011-2012 учебном году мероприятия по повышению педагогического мастерства преподавателей университета;
- предусмотреть межвузовские семинары по обмену опытом внедрения инновационных форм организации учебного процесса с вузами Консорциума.
Сегодня в ПВГУС накоплен значительный опыт в организации деятельностного подхода в преподавании. Необходимо систематизировать имеющийся опыт и организовать его трансляцию, оказать преподавателям помощь в разработке и применении интерактивных образовательных технологий.
В тот же день участники Недели инноватики заслушали доклад профессора С.Н.Брежневой, в котором были представлены роль и место общекультурных компетенций в компетентностно-ориентированных образовательных программах. По окончании доклада был проведен мастер-класс по основным подходам разработки паспортов компетенций. Была обсуждена структура паспорта компетенции, предусматривающая 5 основных разделов: наименование компетенции, содержание компетенции в дескрипторной форме, описание уровней формирования компетенции, график формирования компетенции и методическое обеспечение.
День четвертый
Одним из требований ФГОС является проведение не менее 20 % аудиторных занятий в интерактивной форме.  Этому был посвящен доклад доцента Т.Ю. Крамаровой «Формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы студентов в компетентностно-ориентированном образовании», во время которого был продемонстрирован видеоролик, представляющий такую форму проведения занятий, как «Дебаты» и результаты самостоятельной работы студентов в виде презентации по правовым темам.
В продолжение заявленной тематики четвертого дня Недели инноватики было проведено открытое занятие по дисциплине «Математика» доцентом М.С. Спириной в группах И-101, БИС-101 по форме проектного метода. Студентами были представлены самостоятельно выполненные проекты по теме «Комбинаторика» в виде составленных математических задач, в процессе занятия осуществлялась защита этих проектов.
По итогам работы рекомендовано:
- ведение вузовского реестра применяемых технологий, подтвержденного актами внедрения;
- проведение конкурса интерактивных форм проведения занятий;
- в рамках заседаний учебно-методического совета рассматривать вопросы применения и развития форм преподавания;
- назначить на кафедрах ответственных за внедрение ИАФ проведения занятий.
День пятый
Важнейшим направлением деятельности вуза является научно-исследовательская работа, организованная с участием студентов вуза. Вопросы активизации НИРС в университете были рассмотрены в пятый день Недели в докладе начальника управления научных исследований Н.В.Стрелковой.
По результатам обсуждения доклада были намечены следующие направления совершенствования НИРС:
- координировать деятельность УНИ, УУ и ОМППиТ по проведению совместных студенческих мероприятий;
- формировать банк проектных идей студентов университета;
- провести практический семинар с представителями каждой кафедры по оформлению заявок на получение гранта;
- включить в повестки заседаний кафедр вопросы грантового участия с приглашением представителей УНИ;
- включить в программу наддисциплинарного курса для студентов темы, направленные на развитие навыков проектной деятельности.
Итоги
На пленарном заседании, завершившем Неделю инноватики, были подведены итоги пятидневной работы.
Начальник учебного управления А.Б. Безрукова еще раз подчеркнула, что деятельность по внедрению новых образовательных стандартов состоит не только во всестороннем обеспечении условий их реализации, но и в минимизировании возникновения возможных рисков. Поэтому в университете запланирован комплексный мониторинг процесса перехода на уровневое образование, на основе которого будут разрабатываться материалы по обновлению ООП и совершенствованию процесса реализации ООП.
Также на заседании был намечен ряд мероприятий, призванных усовершенствовать содержание и формы проведения Недели инноватики в следующем году и которые решено внести в План работы соответствующих структур на 2011-2012 учебный год:
- при составлении программы провести опрос участников о наиболее интересных темах и формах проведения мероприятий;
- составить списки участников по интересам, обозначенным самими преподавателями;
- расширить круг участников за счет приглашения представителей вузов Консорциума и зарубежных партнеров.
Итоги Недели инноватики 2011 года участники заседания приняли решение признать удовлетворительными.
 
К списку