Лучший куратор по итогам 2011–2012 учебного года – к.с.н., доцент кафедры «Социальные технологии» Н.В. Любавина

16/11
Студенты – люди взрослые, это знают все. Однако даже взрослым людям иногда не обойтись без опытного наставника.  Один из первых официальных...

Студенты – люди взрослые, это знают все. Однако даже взрослым людям иногда не обойтись без опытного наставника.  Один из первых официальных документов  российской высшей школы о кураторстве датируется 1903 годом,  однако вопрос о том, нужна ли система кураторства в современном вузе, до сих пор остаётся спорным. В ПВГУС институт кураторства существует не только на бумаге. Там, где кураторы работают не формально, а по-настоящему, сами собой отпадают многие организационные проблемы, студенты становятся сплочённее, активнее участвуют в научной и творческой жизни университета, полнее ориентируются в профессии и выходят в мир профессио­налов более уверенными в себе и своих силах.
Работа  кураторов университета не остаётся незамеченной: по итогам учебного года тех, кто наиболее успешно проявил себя,  отмечают в рамках конкурса «Лучший куратор года». По итогам 2011–2012 учебного года победителем конкурса была признана Наталья Викторовна Любавина,
к.с.н., доцент кафедры «Социальные технологии» ПВГУС.

Мы попросили Наталью Викторовну ответить на несколько вопросов для нашего сайта:

– Наталья Викторовна, многие считают, что студенты – люди самостоятельные и куратор им не нужен. Что по этому поводу думаете Вы?

– Куратор бесспорно нужен! Но, естественно, назначение у него не такое, как у классного руководителя в школе, хотя одна из функций у куратора в вузе, конечно же, воспитательная. Я очень хочу, чтобы наши студенты после окончания ПВГУС работали по профессии. И моя кураторская деятельность в немалой степени направлена на то, чтобы вовлечь студентов, будущих специалистов социальной работы, в нашу профессию, в добровольческое  движение,  привлечь к участию во всевозможных социально-значимых мероприятиях нашего города и университета, то есть воспитать нравственные личные качества, способствовать персональному росту студентов.

– Значит ли это, что как куратор Вы много внимания уделяете  профориентации студентов и их трудоустройству?

– Моя группа перешла на четвёртый курс. Пока мало кто из студентов устроился по специальности, – согласитесь, работать полный день и одновременно хорошо учиться сложно, – в основном ребята подрабатывают в других сферах. А вот нашим выпускникам мы всей кафедрой содействуем в трудоустройстве в социальные службы города. Могу привести несколько примеров:  мы помогали нашим студенткам устроиться на работу в Бюро медико-социальной экспертизы Тольятти, в Тольяттинский центр диагностики и консультирования, Центры социальной помощи семье и детям, Центр занятости и др.

– А какие ещё направления есть в работе куратора?

– Вообще, в первую очередь куратор следит за посещаемостью и успеваемостью студентов. Борюсь с пропусками, иногда приходится и родителей обзванивать. Бывает, у способных, талантливых студентов, которые могут учиться лучше, снижается успеваемость по отдельным дисциплинам – тогда я провожу беседы, выясняю причину и помогаю им вернуться к учёбе и активным занятиям. Научно-исследовательская деятельность студентов тоже входит в круг обязанностей куратора: здесь мы выступаем уже как научные руководители, мотивируем на участие в научных конференциях, проведение научно-исследовательской работы – тоже очень важное и интересное направление. Под моим руководством несколько студенток уже печатались в научных изданиях нашего и других университетов, участвовали в научно-практических конференциях, например, недавно в Сочи – принимали участие в обсуждении роли волонтерского движения и делились собственным опытом на Международной конференции по подготовке кадров для Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 г.

Вам нравится быть куратором?

– Нравится, поэтому и занимаюсь этим делом. Главная проблема в работе куратора, которую нельзя сбрасывать со счетов, – это недостаток времени: преподавание (не забывайте: каждый куратор – это преподаватель, который читает лекции, ведет семинары), общественная нагрузка, профориентационная и научная деятельность, подготовка учебных пособий – всё это занимает много времени. Но если  работа действительно интересна, то на  все находишь время.

Я на кафедре «Социальные технологии» всего 4 года, и это мой первый опыт кураторства. Когда я только начинала работать в ПВГУС, сразу попала в приёмную комиссию, и так получилось, что тех студентов, чьим куратором я стала, я набирала сама. В течение приёмной кампании мы общались с абитуриентами, и если я видела, что вот из этих девочек или  мальчиков  вырастет настоящий социальный работник, что им нужно реализовываться именно в этой сфере, то делала все возможное, чтобы они подали документы именно к нам, и в результате многие выбрали наш вуз, нашу специальность. Так что к началу учебного года я успела хорошо узнать и студентов, и их родителей. И теперь вместе с ними я осваиваю работу куратора и сама расту профессионально.

– А как бы Вы описали молодых людей, которые выбирают социальную работу? Чем они отличаются от своих ровесников?

– Студенты  направления «Социальная работа» – это люди, которые легко откликаются, ответственные, активные, отзывчивые, нравственно зрелые личности. По ним  видно, что они хотят помогать людям, а для нашей профессии – это самое важное, и я уверена, что большинство из них будут работать по специальности и состоятся в этой профессии.

 В прошедшем учебном году я стала еще и координатором волонтёрского объединения ПВГУС, и мои студенты – активные участники всех волонтерских мероприятий, которые проходят в университете. Один из таких проектов – Театральная студия для детей с ограниченными возможностями из реабилитационного центра «Виктория». Наши студенты курируют этих «особых детей», вместе с ними репетируют спектакли, выступают, в марте даже ездили в Сочи на Всероссийский конкурс детских театральных коллективов, где завоевали первое место. Мы стараемся организовать для детей нормальный досуг, возим на экскурсии: в Казань, Самару, Ширяево. А в прошлом году был реализован проект «Профориентация слабовидящих школьников». Мы выиграли небольшой грант в ГБФ «Фонд Тольятти» и провели  ряд мероприятий для слабовидящих и слепых детей, чтобы помочь им определиться с выбором профессии, они даже приезжали на экскурсии к нам в ПВГУС.

 С какими проблемами сталкивается куратор, работая с первым курсом и со студентами-старшекурсниками?

– На первом курсе, конечно же, важен процесс адаптации, порой многие вещи, который для старших студентов элементарны, первокурсникам надо объяснять и показывать: как расписанием пользоваться, где находятся аудитории, как найти подход к преподавателю, особенности занятий на семинарах. Что касается старших курсов, то самая большая проблема – то, что студенты начинают трудоустраиваться, предпринимают шаги к большим покупкам, например, машины, и для этого порой трудятся на двух работах и переходят на индивидуальный график. И мне, как куратору, нужно следить за тем, чтобы они не только следовали графику, но и не потеряли серьёзного отношения к учёбе.

– А как Вы сами относитесь к тому, что стали «Лучшим куратором года», и в чём ваш секрет?

– Мне очень приятно, что мою работу оценили: значит, есть за что. И никакого особого секрета, я думаю, нет. Главное – любить свою работу, уважать студентов, они всё видят, чувствуют и понимают: формальный подход распознают сразу и не идут на контакт, а без контакта ничего не получится!

СПРАВКА:

Наталья Викторовна Любавина (Куваева)  – к.с.н., доцент кафедры «Социальные технологии» ПВГУС. В 2000 году с отличием окончила Поволжский технологический институт сервиса, получив квалификацию «Специалист по социальной работе». Работала в школе-интернате для слабовидящих детей г. Тольятти социальным педагогом,  в Центре социальной помощи семье и детям г. Тольятти руководителем направления «Работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов», в Центре диагностики и коррекции развития детей г.о. Тольятти начальником информационно-методического отдела. В 2005 году стала победителем  I городского конкурса «Социальный работник года».

Наталья Викторовна внесла существенный вклад в развитие программ тьюторской помощи детям-инвалидам города, соисполнителями  программ являются центр «Семья» Комсомольского района г. о. Тольятти, школа-интернат № 4  и общественная организация родителей, воспитывающих детей-инвалидов «Вера». Является автором концепции создания центра ранней помощи в городе Тольятти (отделение ранней помощи при Центре диагностики по сегодняшний день успешно работает).

Под научным руководством Натальи Викторовны был разработан проект на грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который получил финансовую поддержку Фонда и в настоящее время успешно реализуется. В ходе реализации проекта в городе создана Театральная студия для детей с ограниченными возможностями, которая будет способствовать социальной интеграции, адаптации и реабилитации детей-инвалидов.

Является координатором социального направления добровольческого движения ПВГУС.

 

 

К списку