В ПВГУС обсудили актуальные проблемы профессионального образования и взаимодействия с работодателями.

of9OkE456ufnLI.jpgВ ПВГУС обсудили актуальные проблемы профессионального образования и взаимодействия с работодателями.

В минувший четверг, 19 февраля, в Поволжском государственном университете сервиса прошла межвузовская научно-методическая конференция «Практико-ориентированное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения».

Организатором выступил Поволжский государственный университет сервиса. Участие в конференции приняли преподаватели школ, высших и средних профессиональных учреждений города, а также представители бизнеса, предприятий и аналитических центров.

Открылась конференция пленарным заседанием. В приветственном слове проректор по УРиКО, к.э.н., доцент Наумова О.Н. отметила цели мероприятия, которые заключались в выработке механизма формирования практико-ориентированных образовательных программ высшего образования. Рассказала о плане работы конференции и важности ее итогов.

Первым докладчиком пленарного заседания стала Безрукова А.Б., начальник учебного управления ПВГУС. Она ознакомила присутствующих с новыми документами Министерства образования РФ по формированию учебных планов.

- Известно, что в условиях внедрения актуализированных федеральных государственных стандартов доля вариативной части увеличивается, а значит, возрастает требование к ее содержанию, - отметила Антонина Борисовна. - Нам нужно еще раз обратить внимание на вариативную часть наших учебных планов. Поскольку именно она подтверждает профильность образовательных программ. Эта часть как раз и позволит содействовать гармонизации квалификационных требований работодателей и образовательных результатов системы профессионального образования региона. Это очень важное направление деятельности. Министерством образования РФ утверждены рекомендации для разработчиков образовательных стандартов и образовательных программ. Они содержат утверждения, что профессиональные стандарты несут в себе характеристику квалификации необходимую для осуществления определенных видов профессиональной деятельности. На сегодняшний день, по словам Безруковой, в университете сервиса реализуется 60 образовательных программ. Ведется тесная работа преподавателей и работодателей. Чтобы она была еще более продуктивной, университет планирует создавать функциональные карты, где будет отображена четкая позиция предприятий по их критериям и требованиям к кадрам. Подготовка к этой работе уже начата. ПВГУС провел анкетирование среди работодателей. Результаты показали, достаточно ли знаний и умений дают выпускникам образовательные программы, реализуемые в университете. Сравнительный анализ таких карт и стандартов позволит определить дальнейшее содержание обучения.

- Нашим управлением было проведено адресное анкетирование работодателей, -рассказала Антонина Борисовна. - Были затронуты профессиональные отрасли: маркетинг, реклама, выставочная, туристическая деятельность, торговля, бухгалтерия и другие. Наиболее востребованными на рынке труда были названы следующие направления подготовки: «Информационные и компьютерные технологии», «Инноватика», «Дизайн, реклама и связи с общественностью», «Туризм», «Банковское дело», «Программная инженерия», «Информационная безопасность», «Экономика». Наши учебные планы были оценены очень высоко, они получили 8,35 из 10 баллов. Также было отмечено, что состав профессиональных дисциплин соответствует характеру трудовой деятельности на предприятиях. В прошлом году мы внесли изменения в учебные планы, в результате чего уменьшилось количество лекционных часов и увеличилось число практических. Это также было положительно оценено работодателями.

Мы представляли анкетируемым наши программы и просили оценить их. Все они признаны соответствующими. Кроме этого, как сильная сторона работы университета, было отмечено высокое число остепененности профессорско-преподавательского состава.

Пункт анкеты по оценке уровня подготовки наших выпускников показал 9,1 из 10 баллов. Это тоже говорит об уровне образовательных программ.
Работодатели признались, что немалое внимание обращают на оценки выпускника в дипломе. По их мнению, если человек старательно осваивал дисциплины в процессе учебы – будет добросовестно относиться и к своим профессиональным обязанностям. Приветствуется ими и наличие опыта работы по специальности, поэтому у нас в университете очень высокий процент студентов, совмещающих учебу и работу. Плюсом считается и наличие дополнительных образований, сертификатов и удостоверений.

В целом результаты анкетирования подтверждают, что качество подготовки специалистов в ПВГУС соответствует качеству предъявляемых требований. Чтобы оно было еще выше, работодатели выразили пожелание ввести факультативы по имиджелогии, тайм-менеджменту и публичным выступлениям. Это повысит деловые стороны выпускника.

В качестве приоритетов сотрудничества с университетом сервиса многие работодатели отмечают готовность принятия студентов для прохождения практики и участия в рецензировании ВКР. В настоящее время в ПВГУС трудится несколько десятков преподавателей-практиков.

- Задача разработчиков профессиональных программ заключается в быстром реагировании на потребности рынка труда, соотнесенные с профессиональными стандартами - отметила Антонина Борисовна.- У нас есть опыт плотных связей с работодателями, с представителями рынка труда. Кафедры привлекают очень солидных работодателей, и ежегодно вносят изменения в учебные планы, включая дисциплины, которые востребованы предприятиями.

Каючкина О.Л., директор ООО «Центр кластерных технологий», затронула в своем докладе проблему развития кадрового потенциала Самарской области. Она озвучила цифры по количеству населения в городе, поло-возрастному составу, проценту рождаемости и смертности, миграций, числу студентов и школьников. Как она подчеркнула, это должно помочь представителям образовательных учреждений и работодателям в планировании дальнейшей деятельности.

Азарова С.Г., учитель школы № 94, рассказала присутствующим о предпрофильной подготовке, которая проводится университетом сервиса среди учащихся старших классов. По ее словам, это дает ребятам представление о профессиях и помогает определиться с их выбором. Кроме того, она подчеркнула, что школьники охотно участвуют в различных конкурсах и мероприятиях университета, которые теперь дают им возможность не только получить призы и грамоты, но и дополнительные баллы к ЕГЭ.

Свои доклады на пленарном заседании конференции также представили Алина О.В., директор ООО «Тофи» и Васильева Л.В., директор ТСЭК.

Далее конференция продолжила свою работу по шести секциям. Первая из них была посвящена практико-ориентированным подходам в преподавании гуманитарных дисциплин. Здесь рассматривались вопросы трансформации в сфере высшего и среднего профессионального образования под взаимодействием требований, предъявляемых к ее выпускникам нынешней социальной и профессиональной практикой. Обсуждались методы, стимулирующие улучшение практико-отриентированного обучения в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Искались подходы к обучению бакалавров гуманитарных специальностей и рассматривали проблемы их подготовки для работы в социальной сфере.

Вторая секция была посвящена практико-ориентированному подходу в преподавании дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Здесь проводилась жаркая дискуссия по интеграции учебной и практической деятельности обучающихся в практико-ориентированном образовании. Оценивалась роль практико- ориентированного обучения в подготовке современных кадров. Роль математических дисциплин в освоении компетенций студентами ВО и СПО. Обсуждались проблемы перехода обучающихся со ступени общего среднего образования к СПО.

Третья секция рассматривала вопросы подготовки студентов в области туризма и социальных технологий. Внимание этой секции привлекли роль довузовской подготовки в практико-ориентированном образовании, роль активных методов в организации практико-ориентированного обучения. Обсуждалась интеграция учебной, научно-исследовательской и практической деятельности обучающихся в практико-ориентированном образовании, а также методологическое сопровождение процесса обучения.

Четвертая секция рассматривала подходы к организации образования в IT-сфере. Это подход к обучению бакалавров и проблемы с ним связанные, деятельностно - компетентностный подход, исследовательский подход и технологии исследовательского обучения. А также практика сотрудничества в области подготовки кадров с софтверными и телекоммуникационными компаниями и критерии оценивания профессионального становления студентов.

Пятая секция занималась вопросами, связанными с подготовкой кадров в области дизайна и индустрии моды. В ее рамках была проведена дискуссия по взаимодействию региональной инфраструктуры, рынка труда и профессионального образования в сфере сервиса и индустрии моды. Обсуждены варианты взаимодействия университета сервиса со средними учебными заведениями в реализации профильного обучения и преемственность в формировании профессиональных компетенций в системе СПО-ВО. Оценена роль международного сотрудничества в повышении качества подготовки кадров и самостоятельная работа студентов, что является немаловажным условием совершенствования профессиональной подготовки.

Работа шестой секции была полностью посвящена практико-ориентированным подходам при подготовке кадров в области экономики и управления. Здесь были озвучены инновационные методы преподавания в вузе, затронуты практические вопросы организации учебной и научно-исследовательской деятельности, а также совершенствования планирования и организации образовательного процесса в соответствии с федеральными образовательными стандартами, обсуждены возможные проблемы качества образования и его измерения.

По всем проведенным секциям были выработаны рекомендации и внесены ценные предложения в дальнейшую организацию учебного процесса, а также определены актуальные способы взаимодействия с работодателями.

К списку