Top.Mail.Ru
межвузовского научно-методического семинара «Практико-ориентированное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения»

межвузовского научно-методического семинара «Практико-ориентированное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения»

Межвузовский научно-методический семинар «Практико-ориентированное профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения» состоялся 18 февраля 2016 года в ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (г.о. Тольятти).

Участники семинара, заслушав и обсудив доклады по актуальным вопросам проектирования и реализации практико-ориентированного профессионального образования при подготовке кадров в области сервиса, рекомендуют:

1. Общие рекомендации:

– провести оценку качества образовательных программ, реализуемых в университете, при проведении количественной оценки деятельности ППС по итогам 2015-2016 уч. года;

– разработать нормативно-регламентирующую документацию по осуществлению образовательной деятельности в университете: Положение по разработке и применению фондов оценочных средств; Положение по квалификационному экзамену; Положение о проведении оценочных процедур при реализации образовательных программ;

– продолжить работу по созданию и внедрению устойчивой модели интеграции и сетевого взаимодействия организаций дополнительного, общего и профессионального образования, а также бизнес-структур, закладывающей фундамент практико-ориентированного профессионального образования в области сервиса;

– продолжить работу по внедрению концепции формирования практико-ориентированной образовательной среды при подготовке кадров для сферы сервиса, включающей профессиональную ориентацию на профессиональные стандарты и воспитание молодежи, обладающей общими культурными и профессиональными компетенциями;

– совершенствовать методическую систему профориентации, в том числе программы курсов предпрофильной подготовки, включая в них новые подходы к профессиональной ориентации, основанные на системном деятельностно-компетентностном подходе;

– шире использовать дистанционные технологии в образовательной деятельности и управлении университетом.

2. Обеспечить развитие сетевого взаимодействия Университета с образовательными учреждениями и работодателями:

– совершенствовать формы и механизмы взаимодействия образовательных учреждений и работодателей на основе развития системы социального партнерства с профильными предприятиями региона;

– развивать долгосрочные взаимовыгодные связи с предприятиями и организациями по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

– продолжить работу по созданию и внедрению устойчивой модели интеграции и сетевого взаимодействия организаций дополнительного, общего и профессионального образования, а также бизнес-структур, закладывающей фундамент практико-ориентированного профессионального образования в сфере сервиса;

– развивать сотрудничество с российскими и зарубежными образовательными организациями для совместной образовательной деятельности с целью повышения качества образования, повышения конкурентоспособности выпускников и совершенствования перечня профессиональных компетенций;

– разработать модули учебных программ с последующей перспективой прохождения практики обучающимися на предприятиях-партнерах, принимающих участие в разработке и реализации ОПОП по направлениям подготовки Вуза;

– усилить работу по организации взаимодействия выпускающих кафедр с организациями среднего профессионального образования и общеобразовательными школами;

– создать методические комиссии в каждом институте (факультете) с включением не менее 3 работодателей, работающих на условиях внешнего совместительства, с целью осуществления межкафедрального взаимодействия при проектировании образовательных программ, мониторинге и совершенствовании образовательных программ института (факультета).

3. Совершенствование содержания образовательных программ:

– разработать карту сопряжения профилей и содержания реализуемых образовательных программ ВО и СПО содержанию соответствующих профессиональных стандартов (функциональных карт);

– сформировать производственное задание кафедрам университета на разработку следующих элементов образовательных программ: компетентностные модели подготовки бакалавров, специалистов (ВО и СПО), магистров, аспирантов; обновление рабочих учебных программ дисциплин по списку рекомендуемой литературы и соответствию профессиональным стандартам, формируемым компетенциям; разработка технологических карт изучения дисциплин на основе компетентностного подхода; разработка программ практик и фондов оценочных средств для аттестации уровня оценки сформированности в период практики компетенций; обновление программ государственной итоговой аттестации; обеспечение кадровых условий реализации образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ВО и СПО; разработка адаптивных образовательных программ для обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов с различными нозологиями;

– назначить в деканатах институтов (факультетов) координаторов по разработке, совершенствованию и позиционированию на сайте университета соответствующих реализуемых образовательных программ;

– усилить мировоззренческую составляющую в процессе освоения студентами дисциплин социально-гуманитарного блока и общих культурных компетенций;

– усилить роль научно-исследовательского подхода в образовательном процессе (участие студентов в работе кружков, семинаров, научных конференций, НИР кафедры и др.) при формировании профессиональных компетенций;

– повысить эффективность использования наработок авторитетных научных школ и педагогов в процессе обучения;

– расширить межпредметные и междисциплинарные связи в целях активизации познавательной деятельности студентов и формирования общекультурных и профессиональных компетенций;

– обеспечить разработку заданий на выполнение практико-ориентированных задач в изучении профессиональных дисциплин и оценке уровня освоенности компетенций;

– обеспечить повышение квалификации преподавателей по применению математических методов и разработке практико-ориентированных заданий для обучающихся;

– обеспечить разработку концентрированных программ практики в целях формирования практико-ориентированной карьерной составляющей студентов вуза в изучении профессиональных дисциплин и освоении профессиональных компетенций.

4. Совершенствование организации образовательного процесса:

– разработать программное обеспечение в подсистеме «АСУ-деканат», позволяющее осуществлять нарастающим итогом оценку уровня сформированности компетенций при проведении зачетно-экзаменационных сессий;

– обеспечить функционирование и архивирование электронной информационно-образовательной среды, которая в соответствии с требованиями ФГОС должна обеспечивать: формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет», обеспечиваемое соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий;

– обеспечить ежегодно совершенствование основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, а также программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями действующего российского законодательства, требований соответствующих профессиональных стандартов, с учетом построения процесса практико-ориентированного обучения и потребностей работодателей;

– совершенствовать образовательные программы на основе технологии практико-ориентированного обучения путем внесения коррективов в учебно-методические материалы (учебные планы, рабочие учебные программы, фонды оценочных средств, списки рекомендуемой литературы и др.);

– обеспечить разработку фондов оценочных средств для оценки уровня сформированности у обучающихся компетенций, используя принципы моделирования квазипрофессиональной деятельности;

– сбалансировать аудиторную учебную нагрузку по малокомплектным группам по профильным дисциплинам, входящим в ГИА;

– учитывать при разработке образовательных программ возможности использования современных информационных технологий;

– расширить применение дистанционных технологий и электронного обучения при реализации основных профессиональных и дополнительных образовательных программ: расширить роль преподавателей в системе дистанционного обучения, передать им части функции администратора и организатора учебного процесса в системе; в индивидуальных планах работы преподавателей планировать работу в системе дистанционного обучения;

– обеспечить использование активных и интерактивных форм в учебной работе, в том числе ролевых и деловых игр, метода проектов, метода критического мышления и др.;

– развивать систему дистанционного индивидуального консультирования студентов;

- совершенствовать тематику курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) обучающихся с учетом требований профессиональных стандартов и заявок работодателей;

- разработать требования к содержанию разделов ВКР в соответствии с формулировками трудовых функций профессиональных стандартов.

К списку