Вчера, 30 августа, в Поволжском государственном университете сервиса прошла конференция работников и обучающихся университета. На ней были расставлены основные приоритеты развития университета в соответствии с общероссийскими трендами в системе высшего образования.
По традиции приветственным словом открыла ежегодную августовскую конференцию ректор ПВГУС Лидия Ивановна Ерохина, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Национальной академии проблем качества, Российской академии естественных наук, Национальной академии туризма (председатель Поволжского отделения НАТ):
-Уважаемые коллеги, преподаватели, сотрудники и студенты, поздравляю вас с началом нового учебного года, желаю вам успехов и новых достижений!
Перед нашим университетом стоят серьезные задачи: быть лидером в подготовке кадров и формировании инфраструктуры для сферы сервиса региона, активно продвигаться в рейтинге университетов по всем показателям мониторинга. За годы, прошедшие с момента образования Поволжского государственного университета сервиса, мы многого добились в учебно-образовательном процессе и научно-исследовательской работе, в повышении квалификации преподавателей и сотрудников, в укреплении материально-технической и социальной базы. Но мы не можем стоять на месте, так как сфера сервиса требует постоянных усовершенствований, отвечающих не только сегодняшним, но и будущим потребностям культурного человека. Это требует усилий всего коллектива в образовательной, научной и воспитательной деятельности.
Впереди нас ждет непростой год, так как университет испытывает на себе все вызовы времени, реагирует на изменение экономической, политической и демографической ситуации в стране и в мире. И то, как мы сумеем организовать процесс обучения, воспитания, научно-исследовательских разработок будет определять судьбу нашего университета в будущем. Только сообща, как большая команда единомышленников, мы сможем эффективно решать стоящие перед нами задачи.
В этой связи особого внимания заслуживает вопрос профессионального и личностного роста каждого сотрудника и студентов университета. Предстоит развивать научные школы по приоритетным направлениям, ориентируясь на потребности города и региона; обеспечить приток дополнительных финансовых средств за счет научно-исследовательских разработок, подготовки востребованных кадров и инновационных проектов; внедрять дистанционное, электронное и сетевое образование. Предстоит приложить усилия по поднятию показателей мониторинга, чтобы повысить конкурентоспособность вуза и привлекать перспективных студентов.
Чтобы быть впереди, нужно уметь опережать – таков принцип развития нашего вуза, и мы будем ему неуклонно следовать.
Лидия Ивановна отметила, что современные реалии требуют от высшей школы пересмотра организации учебного процесса: студент уже с первого курса должен восприниматься преподавателем не учащимся, не обучаемым, которому необходимо «вложить» в голову определенный пакет знаний, он должен стать коллегой, частью научного сообщества и принимать активное участие в научной деятельности вуза. Он должен получать знания больше через практику, образовательную игру, которая максимально приближена к реальным условиям жизни общества и современной действительности. Он должен научиться решать конкретные проблемы города и региона в своей отрасли, научиться видеть их и находить пути для достижения намеченной цели.
- Необходимо отойти от устойчивого понятия старой школы, что студент должен лично присутствовать на каждой лекции, - подчеркнула Лидия Ивановна. - Это можно заменить онлайн обучением. Студент сможет сам выбирать, когда и где ему удобно прослушать лекцию: дома, на работе или еще где-то. Для этого он сможет использовать не только компьютер, но и мобильный телефон или планшет.
То есть меняется целевое понятие университета. Он станет не организацией, которая учит, а центром, который задает тон развития региона. Университет должен стать драйвером развития региона. Я уверена, что мы решим эти задачи и выведем университет на новый качественный уровень.
Отметим, что организация онлайн-обучения в вузах в настоящее время является приоритетной задачей современного образования. В Министерстве образования и науки России приступили к реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта – создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства, а также увеличить число обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года.
Продолжила работу конференции проректор по учебной работе и качеству образования доктор экономических наук, профессор Наумова О.Н. Она представила присутствующим доклад «Реализация основных параметров общероссийского образования в учебном процессе университета»:
- Разрешите всех Вас поздравить с началом 2017-2018 учебного года! Уже стало многолетней традицией открывать новый учебный год в нашем вузе постановкой актуальных задач, обозначаемых Правительством РФ для решения коллективами университетов страны.
Современные задачи по развитию профессионального образования формируются на основе происходящих изменений в социально-экономической политике нашего государства, как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Это связано, прежде всего, с формированием системы профессионального образования через укрупнение и оптимизацию сети высших учебных заведений, создание на базе вузов центров инновационного развития регионов, с целью глобализации решаемых вузами задач во благо реализации государственных и региональных программ и проектов.
Формируемые общероссийские тренды в системе высшего образования, обозначенные в докладе ректора, есть те направления, которые являются актуальными и поддерживаемыми Министерством образования и науки России в настоящее время и в перспективе на период до 2025 года. Понимая их важность и неотступность, наша задача вписаться в этот вектор развития и выработать механизмы полного соответствия им.
Реализуя современные требования к развитию профессионального образования, и учитывая общероссийские тренды в системе высшего образования, нами определены задачи для работы коллектива Поволжского государственного университета сервиса на 2017-2018 учебный год, систематизированные по пяти основным направлениям:
1.Разработка и развитие инновационных образовательных программ высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;
2.Развитие современных механизмов и образовательных технологий;
3. Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в вузе, развитие эффективной системы дополнительного образования для детей;
4.Формирование готовности университета к независимой оценке качества образования и образовательных результатов обучающихся, эффективности видов деятельности университета;
5. Социализация и репутационный имидж университета.
Еще одним значимым направлением в развитии отечественной системы образования является повышение конкурентоспособности образовательных организаций в отечественных и международных рейтингах. По итогам 2016 года университет признан эффективно развивающимся вузом по всем показателям и критериям мониторинга, проводимого МОН РФ. По уровню зарплаты молодых специалистов 2011-2016 годов выпуска, работающих в сфере финансов и экономики, выпускники нашего университета находятся вновь на 15 месте и вошли в ТОП-20 вузов России, при этом 72% выпускников в области финансов и экономики остались работать в г.о. Тольятти.
По международному независимому рейтингу ARES ПВГУС в 2017 году занял 135 место среди 186 российских вузов, вошедших в рейтинг.
Имеется много и других доказательств того, что коллектив ПВГУС вступает в новый учебный год с определенными достижениями в разных видах своей деятельности. И это дает нам основание ставить перед коллективом университета новые задачи в рамках актуальных для Поволжского региона направлений развития ПВГУС, в рамках проектов возможного участия вуза в реализации региональных социально-экономических программ, а также формировать социум вокруг университета, способный оказать содействие дальнейшему развитию ПВГУС как ведущего регионального вуза в области сервиса.
О глобальных инновационных проектах, которые реализуются и планируются к реализации в университете, рассказал проректор по научной и инновационной деятельности ПВГУС, доктор исторических наук, профессор Якунин В.Н. Он отметил, что в настоящее время в университете выполняется несколько глобальных проектов, получивших поддержку на федеральном уровне:
В рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых «Конкурс МК-2017» в номинации «Общественные и гуманитарные науки» выполняется НИР «Эколого-правовая культура Поволжья: прошлое и настоящее» (руководитель - к.ю.н., доцент Иванов А.А., исполнители: к.и.н., доцент Лепешкина Л.Ю., аспирант Нурова О.Г.). Объем финансирования по этому гранту в 2017 году 600,0 тыс.руб.
В рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых «Конкурс МК-2016» в номинации «Общественные и гуманитарные науки» выполняется НИР «Экономическое развитие городов Среднего Поволжья во второй половине XIX века» (к.и.н., доцент Корнеева Ю.В.). Объем финансирования по этому гранту в 2017 году 600,0 тыс.руб.
Поддержку от Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на выполнение финансируемой НИР «Новые города Самарской области: реализация архитектурно-градостроительных концепций советской эпохи в провинциальном строительстве 1950-1980-х гг.» с объемом финансирования на 2017 год 81 тыс.руб. получила доцент кафедры «ДиДИ» Бурая И.В.
Юлия Витальевна Беляева, старший преподаватель кафедры «Современное естествознание, победила в конкурсе среди молодых ученых и конструкторов, работающих над приоритетными проектами и получила премию Правительства Самарской области в размере 100 тыс.рублей на выполнение научного исследования «Разработка электронной базы данных эколого-биологического мониторинга состояния городских и пригородных зеленых насаждений».
- В новом учебном году будет продолжено проведение имиджевых глобальных инновационных мероприятий, таких, как международный конкурс молодых дизайнеров «Арбуз», деловая игра и конкурс бизнес-проектов «Business holiday, - отметил Якунин. - В феврале этого года в университете была сформирована рабочая группа для подготовки заявки на конкурс по разработке стратегии социально-экономического развития городского округа Тольятти на период до 2030 года. К сотрудничеству были приглашены ВУИТ, Православный институт, Институт экологии Волжского бассейна РАН.
В настоящее время реализуется образовательная программа совместно с Русенским Университетом «Ангел Кънчев» (Болгария), координируемая кафедрой «Прикладная информатика в экономике». Благодаря длительному и устойчивому партнерству с этим вузом университету удалось стать участником значимого международного проекта: грант «Краткосрочная мобильность» (Credit Mobility) (программа Erasmus+), позволяющая финансировать образовательные стажировки для студентов и преподавателей длительностью от 2недель до 3 месяцев. Участниками данной программы стали 2 студента ПВГУС и 1 студент и преподаватель из Болгарии.
Также Вадим Николаевич подчеркнул, что необходима разработка инновационных проектов, нацеленных на развитие г.Тольятти, а также связанных с ТОР. Для решения поставленной задачи институты и факультеты университета приступили к разработке актуальной тематике таких проектов и проработке стратегии развития своих подразделений с учётом актуальной тематики.
ПВГУС никогда не стоит на месте. Прилагаются все усилия, чтобы работать на опережение. И в плане формирования в вузе системы независимой оценки качества образования и образовательных результатов обучающихся, нашим университетом в марте месяце 2017 года было подписано соглашение с СПК финансового рынка о реализации на базе вуза программ дополнительного профессионального образования «Экспертиза процесса и результата профессиональной деятельности в целях независимой оценки квалификации специалистов финансового рынка» и «Проведение профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ в области экономики, управления и финансов как механизм независимой оценки качества образования», а также иных образовательных программ в целях подготовки слушателей к независимой оценке по утвержденному перечню квалификаций в области финансового рынка.
Это серьезный шаг к получению признания ПВГУС на уровне Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ и большие ответственные задачи, стоящие перед развитием системы дополнительного профессионального образования в университете в 2017-2018 учебном году, о чем в своем сообщении подробно доложила проректор по учебно-воспитательной деятельности и связям с общественностью, доктор экономических наук Вахтина М.А. также Маргарита Анатольевна рассказала о реализуемых программах дополнительного образования и их успешности, а также о готовящихся к реализации.
- В настоящее время в университете реализуются все виды программ ДПО: профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка (которая с некоторых пор стала рассматриваться в нормативных документах как отдельный вид программы ПК) – отметила Маргарита Анатольевна.
За 2016-2017 учебный год в университете была реализована 31 программа ДПО, в том числе: повышения квалификации – 27 программ; профессиональной переподготовки – 5 программ и программы стажировки преподавателей на предприятии.
Общее количество слушателей, прошедших обучение, составило 1510 человек, в том числе по программам повышения квалификации - 1467 человек, по программам профессиональной переподготовки завершили обучение 43 человека.
Было реализовано 12 программ повышения квалификации по Именному образовательному чеку, организовано обучение 36 групп слушателей. Завершили обучение по итогам учебного года 739 человек. Разработано 4 новых программы для работников образования Самарской области, 2 из них находятся на доработке в соответствии с рекомендациями Экспертного совета Минобрнауки.
По программам ДПО в соответствии с «Дорожной картой развития профессиональных компетенций» обучились 190 студентов ПВГУС.
В текущем учебном году мы планируем продолжать реализацию программ ПК совместно с профессиональными ассоциациями и специализированными Центрами.
1) Это программы ПК по подготовке экспертов промышленных товаров, оборудования, сырья и материалов по системе «ТПП-Эксперт» совместно с Торгово-промышленной палатой г. Тольятти. В настоящее время проходит процедура продления Сертификата соответствия в ТПП РФ.
2) Это программы по подготовке Агентов и Брокеров на рынке недвижимости совместно с Российской гильдией риэлторов и Самарским территориальным отделением. В соответствии с Договором между ПВГУС с РГР (2017 года) вуз еще на три года включен в список аккредитованных организаций, на базе которых может проходить обучение специалистов для рынка недвижимости.
3) В апреле 2017 года на базе университета создан Центр Сертифицированного Обучения 1С, который дает нам право обучать не только студентов ПВГУС, но и сторонних слушателей. Несколько наших преподавателей сдали сертификационный экзамен. Сейчас на базе ЦСО предлагается обучение по 3-ем программам: «1С: Предприятие 8». Использование конфигурации «Бухгалтерия предприятия» (пользовательский режим)»; «Введение в конфигурирование в системе «1С: Предприятие 8» и по просьбе слушателей - «1С Бухгалтерия начальный курс».
4) К группе программ со специально установленными требованиями относятся программы ДПО по информационной безопасности, реализуемых при участии и под контролем Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Приволжскому Федеральному округу: программы ПК «Техническая защита информации. Организация защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну», «Техническая защита информации. Способы и средства защиты информации от несанкционированного доступа» и программа ПП «Техническая защита информации ограниченного доступа, не содержащая сведения, составляющих государственную тайну». Все программы требуют соответствующей доработки на кафедре «Прикладная информатика в экономике» и незамедлительной реализации, так как университет включен в реестр ВТЭК на право реализации вышеназванных программ в новом учебном году.
Определенная положительная динамика наметилась в обучении студентов университета по программам ДПО. Обеспечение модели прикладного бакалавриата ресурсами ДПО позволяет реально освоить смежные технологии и получить расширенные знания в сфере управления.
Многие преподаватели за прошедший год прошли обязательное Профстандартом обучение, на этот год также будет сформирован план повышения квалификации ППС и сотрудников, которые нуждаются в таком обучении в соответствии с первоочередными задачами развития университета.
По окончании конференции была принята резолюция.