В ПВГУС прошли групповые встречи студентов первого курса с психологом университета.

0Kh0gvat4_A.jpgВ ПВГУС прошли групповые встречи студентов первого курса с психологом университета.

О том, насколько полезны и востребованы такие консультации и о сложностях в адаптации в университете, возникающих у ребят Д.В. Токорева рассказала в своем интервью:

Почему первокурсники нуждаются в профессиональной психологической помощи в период адаптации?

- Социально-экономические преобразования в образовании и в профессии, стремительная информатизация общества — все это привело к возникновению новых требований к современному человеку. В обществе необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал.

Большая часть современной молодежи испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности. Адаптации личности студентов является на современном этапе развития учебного заведения одной из наиболее значимых проблем. От того, как они будут подготовлены на первом этапе, зависит уровень их дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности.

В чем может состоять сложность начального этапа обучения для первокурсника?

- Начальный период обучения в вузе связан с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, стрессовыми ситуациями и т. д. У ряда студентов это может привести к подмене реального чувства взрослости такими действиями, как свобода посещений занятий, внешние формы реализации своего «Я». Все это может перейти в нежелание учиться, посещать учебное заведение, участвовать в общественной жизни.

Какими приемами пользуются психологи для облегчения прохождения адаптационного периода?

- По мнению многих ученых адаптация должна проходить как активное творческое приспособление студентов к условиям высшей школы, в процессе которой у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Адаптация происходит на протяжении всех лет обучения. И примерно к третьему курсу формируются значимые для студента навыки самоконтроля, организованности, ответственности.

Подобные приемы всегда действенны и приводят к положительному результату?

- Адаптация личности студента к обучению — это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью\закрытостью, личностными особенностями личности и самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно — провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным. Вузовская адаптация — процесс, во-первых, непрерывный, так как не прекращается ни на один день, а во -вторых, циклично-колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы учебной и внеучебной деятельность и общения.

Многочисленные исследования показали, что наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются именно студенты первого курса. Поэтому именно первокурсникам максимально необходима психолого-педагогическая помощь.

Какие характерные проблемы за время вашей работы были выявлены у студентов ПВГУС?

- Анализ анкет, наблюдения и беседы с кураторами групп, преподавателями и студентами позволили выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в вузе:

- неумение распределять свое время и силы;

- неготовность к выполнению требований преподавателей;

- неготовность работать с большим объемом новой информации;

- отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей;

- неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;

- отсутствие у некоторых студентов трудолюбия, силы воли, а главное — желания учиться.

На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации, как показывает теоретический анализ материалов, является целенаправленное психолого-педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза — значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной.

Какая совместная работа ведется психологической консультационной службой университета совместно с другими службами университета?

- Психологическая служба оказывает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ и внеучебной деятельности в университете.

Ежегодно для студентов первых-вторых курсов назначаются кураторы, деятельность которых нацелена на формирование у студентов гражданско-патриотической позиции, духовной культуры, социальной и профессиональной компетентности, воспитание здорового образа жизни, оказание помощи в организации познавательного процесса, содействие самореализации личности студента, повышению интеллектуального и духовного потенциалов.

Куратор знакомит первокурсников с законодательством в области образования, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка и Правилами проживания в общежитии, правами и обязанностями студента, работой библиотеки, здравпункта, психолого-консультационной службой, организацией культурно-массовый и спортивно-оздоровительной деятельности; с историей и традициями университета; воспитывает уважение к ценностям, нормам, законам, нравственным принципам, традициям университетской жизни; контролирует текущую и семестровую успеваемость и внеучебную занятость; участвует в развитии различных форм студенческого самоуправления; помогает в культурном и физическом совершенствовании студентов; содействует привлечению студентов к научно-исследовательской работе и различным формам внеучебной деятельности и т. д. На сайте нашего университета на странице по внеучебной и воспитательной работе размещается информация о проводимых в университете мероприятиях, новости внеучебной деятельности и другая полезная информация для студентов.

Для наилучшей адаптации студентов первого курса на базе Поволжского государственного университета сервиса создан образовательный комплекс, в состав которого входят школы, лицеи, гимназии, техникумы и колледжи области. В них ежегодно проводятся работы с возможными абитуриентами, что позволяет заранее подготовить «почву» для успешной адаптации будущих студентов.

Таким образом, для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:

1. Учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

2. Использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

3. Проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.; 4. Использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;

5. Повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе;

6. Активное привлечение первокурсников к социально-культурной жизни вуза

7. Привлечение студентов первого курса к участию в социальных и образовательных проектах


К списку