Диалоги об инклюзивном образовании
В ПВГУС прошел Форум-диалог «Стирая границы».
Его тема была посвящена рассмотрению существующих проблем инклюзивного высшего образования через объективизацию проблем непрерывного образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организатором Форума выступил Ресурсный учебно-методический центр Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Подобные форумы прошли одновременно в нескольких вузах Нижнего Новгорода, Саранска и Тольятти.
В течение трех дней, с 24 по 26 октября, преподаватели Поволжского государственного университета сервиса обсуждали, анализировали, предлагали решения проблем по поставленной тематике.
- Данная работа ведется в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования, а также сетевого мероприятия «Создание системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования», - поясняют организаторы. – Основной целью форума является актуализация проблем инклюзивного высшего образования и поиск оптимальных решений. Работа организована в форме диалога, чтобы выявить, обсудить и выработать оптимальное решение.
Возможность получения высшего образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов заложена в современной образовательной политике государства. Сделано это с целью расширения их возможностей и создания условий для успешной социализации. Реализация инклюзивного обучения, которое объединяет инвалидов и сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, способствует решению нескольких задач: обогащение социального опыта, расширение круга общения, создание условий для самореализации.
Преподавателям университета было предложено несколько вопросов, касающихся обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Их задача – проанализировать, в чем могут возникнуть трудности, и какие пути решения для их преодоления они видят.
По словам организаторов, эта информация будет обобщена и передана в Министерство образования для дальнейшей работы: анализа и принятия решения по развитию инклюзивного образования в высших учебных заведениях.
За время проведения Форума было проанализировано реальное положение дел с кадровым обеспечением процесса обучения, воспитания и социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью в ПВГУС, рассмотрены нюансы по организации и сопровождению процесса их обучения, адаптации учебных программ, выявлены моменты рассогласованности между действующим законодательством и реальной практикой образования и трудоустройства лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Актуальность такой работы для ПВГУС очевидна. В университете обучается студенты с различными нозологиями и к каждому из них должен быть особый подход. Кроме того, в ПВГУС есть Подготовительное отделение, где на обучение выделены квоты для инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому каждый преподаватель должен иметь представление об особенностях работы с такими студентами.