Инклюзивное образование: включаем в процесс учителей

23/05
Программа повышения квалификации для педагогов помогает им внедрять принципы инклюзивного образования

Фото события

Инклюзивное образование: включаем в процесс учителей

Новая программа повышения квалификации для педагогов, направленная на развитие инклюзивного образования, разработанная в Университете сервиса, позволила за этот учебный год сделать более понятной и эффективной работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья более чем 350 учителей и воспитателей детских садов Самарской области.

Программу «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» разработала доцент кафедры «Социальные технологии и гуманитарные науки» Наталья Любавина. Программа прошла экспертную оценку Министерства образования и науки Самарской области. С октября 2022 года педагоги проходят обучение (по именным образовательным чекам) на базе ПВГУС - группы набираются стремительно.

Тема обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах вместе со сверстниками – крайне чувствительная и актульная. Все больше детей, к которым требуется особый подход, приходят в обычные школы, но для того, чтобы их пребывание там не превратилось в формальное «отсиживание» часов, педагогам необходима специальная подготовка.

«Около 10 лет назад в России началось внедрение инклюзивного образования, процесс идет, но пока опыта маловато. Детей, которые получают статус ОВЗ и способных учиться в общеобразовательных школах, все больше, поэтому педагоги очень заинтересованы в повышении квалификации в этой области, - рассказала Наталья Любавина.С какими проблемами сталкиваются педагоги? Во-первых, им необходимо понять сами принципы и цель инклюзивного образования. Все это мы даем в рамках курса. Чтобы не было такого, что ребенок с ОВЗ по факту не получает нормального образования, учителю нужно разработать алгоритм для адаптации образовательной программы». Педагоги изучают сущность включенного образования, нормативно-правовое обеспечение обучения для людей с ОВЗ, особенности организации педагогического процесса, учатся разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, знакомятся с опытом школ, где принципы инклюзии внедряются наиболее эффективно. По итогам участники программы готовят собственные проекты по разработке индивидуальных образовательных маршрутов.

Примечательно, что сама тема развития инклюзивного образования настолько увлекает проходящих повышение квалификации педагогов, что они включаются в исследовательскую работу по этому направлению. В этом году некоторые из них стали активными участниками научно-практических конференций нашего университета: «Наука промышленности и сервису» и «Проблемы социальной исключенности личности», где делились опытом инклюзивного обучения, обсуждали проблемы инклюзивной практики и вместе искали пути их решения.

«Важно как можно раньше, начиная с детского сада, школы создавать условия, чтобы ребенок мог социализироваться, получать образование и опыт коммуникации. Ведь дальше ему предстоит получать профессию, создавать семью, - отмечает Наталья Викторовна. – Инклюзивное образование подходит для многих: среди них, к примеру, дети с аутизмом, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, слабослышащие. Вместе мы преодолеем барьеры на пути к образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья».

Пройти в ПВГУС повышение квалификации по программе «Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов» педагоги смогут и в следующем учебном году. Одновременно программа будет дорабатываться с учетом обратной связи от педагогов, чтобы в будущем сделать ее еще более эффективной.

К списку