Психолог ПВГУС и студенты Круглого стола: все только начинается

01/06
Современные работодатели при приеме на работу большое внимание уделяют не только профессиональным умениям и знаниям специалиста, но и его психологичес...

Современные работодатели при приеме на работу большое внимание уделяют не только профессиональным умениям и знаниям специалиста, но и его психологическим, личностным качествам: как он умеет общаться, насколько быстро адаптируется к новой обстановке, насколько он стрессоустойчив, как ведет себя в конфликтной ситуации. Все это называют психологическими компетентностями человека. И они играют большую роль не только в личной жизни человека, но и в профессиональной, от них зависит, насколько успешным будет движение человека по карьерной лестнице и даже сколько денег он будет получать.
У кого-то подобные способности развиты с детства, но большинство нарабатывает их всю жизнь, часто методом проб и ошибок. Молодой специалист не всегда соответствует жестким требованиям работодателя. Вы скажете: придет с опытом. Но зачем упускать несколько лет, посвящая их только овладению профессией, если можно прямо в университете заниматься и развитием собственной личности под чутким руководством опытного и квалифицированного психолога?
С начала этого учебного года в ПВГУС работает психологическая служба. Возможно, не все студенты об этом знают, и уж точно не все успели побывать на консультациях и тренингах у Нины Николаевны Матвеевой, психолога ПВГУС.
Презентация психологической службы 21 мая в рамках Третьей международной научно-практической конференции учащихся, студентов, аспирантов и молодых специалистов «Потенциал развития непроизводственной сферы в крупных промышленных городах Поволжского региона: взгляд молодых профессионалов» прошла в формате круглого стола, темой которого стали психологические проблемы современной молодежи. Тема широкая, и те, кто думают, что касается она только «трудных» студентов, ошибаются.
Как найти общий язык с одногруппниками? Как остаться собой, если ты в своем коллективе «белая ворона»? Почему людям сложно принять тех, кто выделяется из толпы? Что нужно развить в себе, чтобы хорошо учиться и успешно работать? Где искать помощь? И, наконец: Кто Я? Какой Я? – все эти вопросы по-настоящему волновали самых обычных студентов, пришедших на круглый стол. И все они с помощью психолога пытались найти на них ответы.
Разговор получился открытый и искренний, несмотря на то, что не все участники были знакомы между собой до начала круглого стола. Этому очень способствовали маленькие игры, на самом деле - своего рода психологические тесты, которыми Н. Н. Матвеева перемежала доклады студентов и дискуссии: игра-знакомство «Снежный ком», игра «Маска настроения», игра «Комплимент», когда нужно сказать что-то приятное о другом человеке, не называя его имени, но так, чтобы все поняли, о ком идет речь, забавные тесты с геометрическими фигурами…
Но главной темой обсуждения на круглом столе была роль психологической службы в университете.
Об этом говорила в своем докладе «Необходимость психолога в университете» Ольга Комарова (группа Ко-301). Студентка, рассматривая различные компетентности, которые нужны молодому специалисту, призналась, что как будущий специалист в сфере коммерции ощущает потребность в развитии определенных личностных качеств: целеустремленности, уверенности в себе, умения принимать решения и общаться с разными людьми. Она отметила, что традиционная подготовка уделяет внимание нормативным требованиям профессии, а помощь психолога могла бы повысить эффективность и учебы, и самой личности.
     На фото О. Комарова
Алла Дубашевская, студентка Ко-401, подготовила доклад по основным задачам практической психологии, среди которых главные: помочь человеку понять себя и научиться реализовывать себя в жизни, построить свой план успеха и мотивировать себя на его выполнение. Алла говорила о том, что качество образования тесно связано с качеством жизни, поэтому для студентов-первокурсников особенно актуальной является необходимость решить неизбежную проблему психологической адаптации к новым месту, коллективу, требованиям, а также научиться вести себя в конфликтных ситуациях.
  на фото А. Дубашевская
После этого взяла слово Нина Николаевна, и оказалось, что психолог может научить каждого, как сделать всего лишь «6 шагов к выходу из конфликта»! 
Последним выступлением, также вызвавшим живое обсуждение, стал доклад Андрея Шанина (группа И-201) «Чем отличается традиционная помощь при психологических проблемах от помощи психолога-профессионала?».
  На фото А. Шанин
К кому или чему мы обычно обращаемся, когда нам трудно или на душе скребут кошки: к друзьям, родным, к лекарствам, алкоголю или к шоппингу? К сожалению, констатировали ребята, лишь малое число их знакомых готово пойти за консультацией к психологу. В чем же дело: в стеснительности, гордости, в переоценке своих сил или недооценке сложности проблемы? Так или иначе, но это особенность российского менталитета. В европейских странах, где обращение к психологу – это обычная практика, гораздо меньше людей страдает от того, что у нас в быту называют «нервами» и что на деле является последствием нерешенных внутренних конфликтов человека. Как изменить менталитет народа? Наверное, начать надо с себя: научиться смотреть в лицо своим страхам, говорить о них, искать грамотную помощь и, главное, действовать, бороться.  «Знать, как, но не делать, - все равно, что не знать», - такими словами Андрей закончил свое выступление.
  На фото: Участники круглого стола
А сам круглый стол закончился совместным решением студентов и университетского психолога создать клуб психологической помощи, в который каждый сможет прийти и обсудить какие-то свои трудности, попросить совета и помочь другим. Название клуба родилось чуть позже: клуб Wellcom - Клуб доброжелательного общения/коммуникации.
                                                                                                                                 Екатерина Князева, пресс-центр ПВГУС
К списку