Развитие университета сегодня, в условиях реформирования высшей школы, тесно связано с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) направлений подготовки, которые предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в вузе. Совершенствование интерактивных форм проведения аудиторных занятий, самостоятельная работа студентов в компетентностно-ориентированном образовании, расширение межвузовского сотрудничества и форм взаимодействия с работодателями, грантово-проектная деятельность вуза – эти и многие другие актуальные вопросы рассматриваются на различных мероприятиях Недели инноватики, которая проходит в ПВГУС с 25 по 29 апреля 2011 года.
Высшая школа должна подготовить выпускника, готового гибко встроиться в экономическую ситуацию и ответить на запросы современного рынка труда. На эффективное решение именно этой задачи направлен компетентностно-ориентированный подход в образовании. Какова сегодняшняя реальность взаимоотношений: «работодатель – выпускник вуза»? С какими проблемами сталкиваются молодые специалисты в процессе трудоустройства? Каковы требования работодателей, чего они ждут от вчерашних студентов?
![](/site/upload/nachalo.jpg)
Первым мероприятием, открывшим Неделю, стал круглый стол «Тренды молодежного рынка труда г.о. Тольятти». Обсудить вопросы трудоустройства молодых специалистов на него собрались преподаватели и студенты университета сервиса и представители различных организаций и предприятий города. Среди гостей ПВГУС были руководители и специалисты кадровых служб: ЗАО «Полад», ООО «Ай-Сис», ООО «Горизонт», ООО «Парижанка», НБ Сбережений, НПО «Тамара», МАУ г.о. Тольятти АЭР «Тольяттинский инновационно-технологический бизнес-инкубатор», представители Тольяттинской торгово-промышленной палаты.
![](/site/upload/sostav.jpg)
Открыла встречу начальник Учебного управления ПВГУС А.Б. Безрукова, которая напомнила собравшимся, что переход на ФГОС – это переход к практико-ориентированному образованию. В учебном процессе необходимо снизить количество традиционных лекционных часов и увеличить количество занятий с привлечением специалистов-практиков, так, чтобы студент уже во время учебы в вузе овладевал актуальными практическими навыками. Выпускник университета должен отвечать требованиям современного рынка труда – это залог и экономического развития общества, и успешного профессионального старта молодого человека. Поэтому одним из показателей инновационности образовательной программы становится количество встреч студентов с практикующими специалистами. Цель круглого стола, как отметила в заключение Антонина Борисовна, – подчеркнуть важность и необходимость взаимодействия и сотрудничества трех сторон: преподавателей, студентов и работодателей.
Второй выступающий от ПВГУС – ассистент кафедры «Финансы и кредит» А.С. Вечканов рассказал о том, какие формы взаимодействия между университетом и работодателями уже существуют и успешно реализуются. Это и консультации специалистов, и участие вуза в ярмарках вакансий, а работодателей – в Днях карьеры ПВГУС, и – наиболее важные для студентов формы: участие работодателей в защите дипломных проектов выпускников и стажировки студентов на предприятиях города и региона.
Руководитель Комитета по делам молодежи мэрии г.о. Тольятти М.А. Козлова, сама в недалеком прошлом студентка ПВГУС, заметила, что стажировки – это, безусловно, очень полезно: именно тогда и происходит первый контакт студента и потенциального работодателя, реальное знакомство с профессией, но насколько сами студенты заинтересованы в прохождении стажировок? Ведь часто это бесплатная, но совсем непростая работа, которую нужно сочетать с напряженной учебой.
Те студенты, которые смотрят в будущее, хотят приобрести опыт и конкурентные преимущества – не пасуют перед трудностями, таково мнение преподавателя А.С. Вечканова, которое подтвердили присутствовавшие на круглом столе студенты. Старшекурсники уже с позиции собственного опыта, попытались проанализировать, какие плюсы и минусы в глазах работодателя имеет молодой специалист. Плюсы: готовность браться за любое дело, использовать все возможности, свобода от стереотипов. Минусы: недостаток практического опыта, неполное понимание себя и своих способностей.
Как раз эти качества: понимание своих целей, мотивация, инициативность и организованность – являются, по мнению О.А. Бородули, вице-президента Тольяттинской торгово-промышленной палаты, ключевыми для работодателя при рассмотрении кандидата. Он считает, что в долгосрочной перспективе выгоднее взять на работу хорошего человека, умеющего работать в команде, готового развиваться, расширять круг своих знаний и умений, и вырастить из него профессионала, чем принять в коллектив конфликтного, пусть и квалифицированного специалиста. Но как работодатель узнает, сможет ли выпускник вуза стать членом его команды? Для этого и нужны постоянные контакты студента с работодателем: практики, стажировки, подготовка дипломного проекта – так вырабатывается долгосрочная связь, которую работодатель захочет продолжить с молодым специалистом и после окончания им университета.
![](/site/upload/borodul.jpg)
О.А. Бородуля подчеркнул, что ТПП волнуют вопросы образования, и в первую очередь – обучения предпринимателей. К сожалению, до сих пор сохраняется определенный разрыв между рынком труда и системой образования. Вузы должны активнее вовлекать в свою деятельность предпринимателей, помогать потенциальным работодателям сформулировать свои требования и ожидания от выпускников. Нужна целостная концепция, выработанная совместно вузами, мэрией города, ТПП.
Возвращаясь к теме практики и стажировки студентов на предприятиях, директор департамента по работе с абитуриентами ПВГУС В.М. Ямашев задал провокационный вопрос: «Чем может помочь студенту практика на предприятии? Ведь даже за несколько лет учебы она занимает в учебном плане небольшой период времени».
Ответ гендиректора НПО «Тамара» Д.П. Аксаньян на этот вопрос в чем-то перекликался с мнением вице-президента ТПП: «Практика дает другой, реальный взгляд на профессию и на свою роль в собственной судьбе». По признанию Д.П. Аксаньяна, добиться успеха в жизни ему помогли качественная вузовская подготовка и работа на практике, где он узнал свою профессию по-настоящему и встретил людей, которые помогли ему сформулировать собственные профессиональные цели.
![](/site/upload/tamar.jpg)
Современные масс-медиа, формирующие мировоззрение сегодняшней молодежи, по мнению Д.П. Аксаньяна, часто дают ложную картину, и молодые люди считают, что успех, карьерный рост приходят легко и просто так. Но в действительности карьероспособный человек – это, в первую очередь, работоспособный человек. Значит, вуз должен научить молодых людей: 1) трудиться; 2) работать с информацией; 3) обучаться; 4) руководить собой.
Своеобразным резюме встречи и приглашением к сотрудничеству для присутствующих студентов стало выступление Д.В. Горбунова, директора Тольяттинского бизнес-инкубатора.
Он заметил, что есть два типа целей и два типа студентов. Первые учатся для того, чтобы стать хорошими специалистами и затем, после окончания вуза, ждут, что работодатель их выберет. Вторые, уже с первого курса знают, куда они хотят пойти работать, чем будут заниматься, и все годы учебы нарабатывают конкретные, необходимые для выполнения своей цели знания и умения – компетенции. Получается, что первая группа студентов ждет, что работодатель «купит» их, а вторая группа сама «покупает» своего работодателя.
![](/site/upload/gorbunov.jpg)
Обе такие стратегии работают на рынке труда. Но, как считает, Д.В. Горбунов, вырабатывая концепцию взаимодействия вуза и работодателя, необходимо включать в нее организации, аналогичные бизнес-инкубатору, заинтересованные в сотрудничестве с наиболее активными и предприимчивыми студентами и готовые помочь им двигаться к выбранной цели.
Активная жизненная позиция, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, открытость новым знаниям и новому опыту – это те качества, которые выгодно выделяют соискателя в глазах будущего работодателя. Об этом говорили все участники круглого стола. Это то, над чем стоит работать каждому молодому человеку, настроенному на успех.
Однако ни у кого не вызывает сомнений и другой очевидный вывод из дискуссии. Мотивация, практические навыки, умение работать в команде – без них также невозможно построить карьеру в любой профессии, но это уже не черты характера, а определенные компетенции. И если работодатель хочет, чтобы в его коллективе появился сотрудник, обладающий ими, в его интересах помочь вузу формировать такого молодого специалиста.