В ПВГУС состоялся круглый стол «Тренды молодежного рынка труда г.о. Тольятти» в рамках Недели инноватики, которая проходит в университете сервиса с 25 по 29 апреля 2011 года

26/04
  Развитие университета сегодня, в условиях реформирования высшей школы, тесно связано с реализацией федеральных государственных образовательных...

 

Развитие университета сегодня, в условиях реформирования высшей школы, тесно связано с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) направлений подготовки, которые предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в вузе. Совершенствование интерактивных форм проведения аудиторных занятий, самостоятельная работа студентов в компетентностно-ориентированном образовании, расширение межвузовского сотрудничества и форм взаимодействия с работодателями, грантово-проектная деятельность вуза – эти и многие другие актуальные вопросы рассматриваются на различных мероприятиях Недели инноватики, которая проходит в ПВГУС с 25 по 29 апреля 2011 года.
 
Высшая школа должна подготовить выпускника, готового гибко встроиться в экономическую ситуацию и ответить на запросы современного рынка труда. На эффективное решение именно этой задачи направлен компетентностно-ориентированный подход в образовании. Какова сегодняшняя реальность взаимоотношений: «работодатель – выпускник вуза»? С какими проблемами сталкиваются молодые специалисты в процессе трудоустройства? Каковы требования работодателей, чего они ждут от вчерашних студентов?
Открытие "круглого стола"
Первым мероприятием, открывшим Неделю, стал круглый стол «Тренды молодежного рынка труда г.о. Тольятти». Обсудить вопросы трудоустройства молодых специалистов на него собрались преподаватели и студенты университета сервиса и представители различных организаций и предприятий города. Среди гостей ПВГУС были руководители и специалисты кадровых служб: ЗАО «Полад», ООО «Ай-Сис», ООО «Горизонт», ООО «Парижанка», НБ Сбережений, НПО «Тамара», МАУ г.о. Тольятти АЭР «Тольяттинский инновационно-технологический бизнес-инкубатор», представители Тольяттинской торгово-промышленной палаты.
 Участники встречи
Открыла встречу начальник Учебного управления ПВГУС А.Б. Безрукова, которая напомнила собравшимся, что переход на ФГОС – это переход к практико-ориентированному образованию. В учебном процессе необходимо снизить количество традиционных лекционных часов и увеличить количество занятий с привлечением специалистов-практиков, так, чтобы студент уже во время учебы в вузе овладевал актуальными практическими навыками. Выпускник университета должен отвечать требованиям современного рынка труда – это залог и экономического развития общества, и успешного профессионального старта молодого человека. Поэтому одним из показателей инновационности образовательной программы становится количество встреч студентов с практикующими специалистами. Цель круглого стола, как отметила в заключение Антонина Борисовна, – подчеркнуть важность и необходимость взаимодействия и сотрудничества трех сторон: преподавателей, студентов и работодателей.   
Второй выступающий от ПВГУС – ассистент кафедры «Финансы и кредит» А.С. Вечканов рассказал о том, какие формы взаимодействия между университетом и работодателями уже существуют и успешно реализуются. Это и консультации специалистов, и участие вуза в ярмарках вакансий, а работодателей – в Днях карьеры ПВГУС, и – наиболее важные для студентов формы: участие работодателей в защите дипломных проектов выпускников и стажировки студентов на предприятиях города и региона.
Руководитель Комитета по делам молодежи мэрии г.о. Тольятти М.А. Козлова, сама в недалеком прошлом студентка ПВГУС, заметила, что стажировки – это, безусловно, очень полезно: именно тогда и происходит первый контакт студента и потенциального работодателя, реальное знакомство с профессией, но насколько сами студенты заинтересованы в прохождении стажировок? Ведь часто это бесплатная, но совсем непростая работа, которую нужно сочетать с напряженной учебой.
Те студенты, которые смотрят в будущее, хотят приобрести опыт и конкурентные преимущества – не пасуют перед трудностями, таково мнение преподавателя А.С. Вечканова, которое подтвердили присутствовавшие на круглом столе студенты. Старшекурсники уже с позиции собственного опыта, попытались проанализировать, какие плюсы и минусы в глазах работодателя имеет молодой специалист. Плюсы: готовность браться за любое дело, использовать все возможности, свобода от стереотипов. Минусы: недостаток практического опыта, неполное понимание себя и своих способностей.
             
Как раз эти качества: понимание своих целей, мотивация, инициативность и организованность – являются, по мнению О.А. Бородули, вице-президента Тольяттинской торгово-промышленной палаты, ключевыми для работодателя при рассмотрении кандидата. Он считает, что в долгосрочной перспективе выгоднее взять на работу хорошего человека, умеющего работать в команде, готового развиваться, расширять круг своих знаний и умений, и вырастить из него профессионала, чем принять в коллектив конфликтного, пусть и квалифицированного специалиста. Но как работодатель узнает, сможет ли выпускник вуза стать членом его команды? Для этого и нужны постоянные контакты студента с работодателем: практики, стажировки, подготовка дипломного проекта – так вырабатывается долгосрочная связь, которую работодатель захочет продолжить с молодым специалистом и после окончания им университета.
О.А. Бородуля - в центре
 О.А. Бородуля подчеркнул, что ТПП волнуют вопросы образования, и в первую очередь – обучения предпринимателей. К сожалению, до сих пор сохраняется определенный разрыв между рынком труда и системой образования. Вузы должны активнее вовлекать в свою деятельность предпринимателей, помогать потенциальным работодателям сформулировать свои требования и ожидания от выпускников. Нужна целостная концепция, выработанная совместно вузами, мэрией города, ТПП.        
           
Возвращаясь к теме практики и стажировки студентов на предприятиях, директор департамента по работе с абитуриентами ПВГУС В.М. Ямашев задал провокационный вопрос: «Чем может помочь студенту практика на предприятии? Ведь даже за несколько лет учебы она занимает в учебном плане небольшой период времени».
Ответ гендиректора НПО «Тамара» Д.П. Аксаньян на этот вопрос в чем-то перекликался с мнением вице-президента ТПП: «Практика дает другой, реальный взгляд на профессию и на свою роль в собственной судьбе». По признанию Д.П. Аксаньяна, добиться успеха в жизни ему помогли качественная вузовская подготовка и работа на практике, где он узнал свою профессию по-настоящему и встретил людей, которые помогли ему сформулировать собственные профессиональные цели.
Д.П. Аксаньян
Современные масс-медиа, формирующие мировоззрение сегодняшней молодежи, по мнению Д.П. Аксаньяна, часто дают ложную картину, и молодые люди считают, что успех, карьерный рост приходят легко и просто так. Но в действительности карьероспособный человек – это, в первую очередь, работоспособный человек. Значит, вуз должен научить молодых людей: 1) трудиться; 2) работать с информацией; 3) обучаться; 4) руководить собой.
Своеобразным резюме встречи и приглашением к сотрудничеству для присутствующих студентов стало выступление Д.В. Горбунова, директора Тольяттинского бизнес-инкубатора.
Он заметил, что есть два типа целей и два типа студентов. Первые учатся для того, чтобы стать хорошими специалистами и затем, после окончания вуза, ждут, что работодатель их выберет. Вторые, уже с первого курса знают, куда они хотят пойти работать, чем будут заниматься, и все годы учебы нарабатывают конкретные, необходимые для выполнения своей цели знания и умения – компетенции. Получается, что первая группа студентов ждет, что работодатель «купит» их, а вторая группа сама «покупает» своего работодателя.
Д.В. Горбунов - в центре
Обе такие стратегии работают на рынке труда. Но, как считает, Д.В. Горбунов, вырабатывая концепцию взаимодействия вуза и работодателя, необходимо включать в нее организации, аналогичные бизнес-инкубатору, заинтересованные в сотрудничестве с наиболее активными и предприимчивыми студентами и готовые помочь им двигаться к выбранной цели.
 
Активная жизненная позиция, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, открытость новым знаниям и новому опыту – это те качества, которые выгодно выделяют соискателя в глазах будущего работодателя. Об этом говорили все участники круглого стола. Это то, над чем стоит работать каждому молодому человеку, настроенному на успех.
Однако ни у кого не вызывает сомнений и другой очевидный вывод из дискуссии. Мотивация, практические навыки, умение работать в команде – без них также невозможно построить карьеру в любой профессии, но это уже не черты характера, а определенные компетенции. И если работодатель хочет, чтобы в его коллективе появился сотрудник, обладающий ими, в его интересах помочь вузу формировать такого молодого специалиста.
К списку