Интервью с гостями конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики»

04/10
После завершения пленарного заседания 25 сентября участники конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики»...

После завершения пленарного заседания 25 сентября участники конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики» встретились с представителями СМИ. На вопросы журналистов ответили: О.В. Мезенцева, зав. кафедрой туризма Омского государственного института сервиса; В.И. Кружалин, д.г.н., профессор, вице-президент НАТ, председатель президиума Московского отделения НАТ, директор Института комплексных исследований образования; Д.Ю. Богданов, руководитель департамента экономического развития мэрии г.о. Тольятти.

На конференции много говорилось о необходимости создания рекреационно-туристического кластера, объединяющего усилия и возможности региональных предприятий индустрии гостеприимства и туризма. Консорциум вузов сервиса, в который входят и ПВГУС, и Омский государственный институт сервиса, - это своего рода образовательный кластер для туриндустрии. Насколько эффективно реализуется межвузовское сотрудничество в области подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства по всей России?

О.В. Мезенцева: - ОГИС активно участвует в системе академической мобильности студентов: наши бакалавры и магистранты принимают участие в программах по обмену, печатаются в региональных и зарубежных сборниках научных трудов. Очень большой научной школой для студентов становится участие в конференциях в других вузах, таких, как сегодняшняя.
Омск расположен далеко от центральных регионов России, и у нас востребованы все виды туризма: и въездной, и выездной, и приграничные обмены со Средней Азией. И нам, как вузу, готовящему специалистов для туриндустрии, интересны любые контакты с образовательным, научным, профессиональным сообществом.


Как Вы оцениваете туристический потенциал Самарской области и Поволжья?

В.И. Кружалин: - Я считаю, что Поволжье, и Самарская область в частности, - это жемчужина России. Сама Волга - это истинный центр притяжения не только для россиян, но и для иностранных туристов. Результаты международных опросов показывают, что каждый второй мечтает посетить Байкал, а каждый пятый хочет увидеть Волгу - великую русскую реку, про которую слышал еще в школе. То есть у Поволжья есть свой бренд, над развитием которого надо работать. Как именно, какие формы туризма нужно продвигать - вот это вопрос. И решать его нужно с учетом возможностей отдельных регионов. Например, многие города Поволжья - промышленные центры, и, конечно, это не самое привлекательное для туристов. Значит, надо где-то рядом искать экологически чистые территории, а уже оттуда организовывать культурно-познавательный туризм, средой для которого служат города, с их музеями, театрами, выставками.
Россия сейчас стоит в самом начале пути развития индустрии туризма в современных условиях. Многие страны мира давно прошли этот путь и достигли высокого уровня - та же Франция, как показала нам в своем докладе М. Вербова. Но у нас огромные перспективы! Если по-умному распорядиться теми богатыми ресурсами, которыми располагает, например, Самарская область: история, культура, люди, - то это позволит региону быть известным не только своими достижениями (химическая, автомобильная промышленность), но и как туристический центр.

Действительно, Самарская область - это регион, идущий по пути индустриального развития. Насколько сохранилась здесь самобытность, которая и привлекает в первую очередь туристов?

В.И. Кружалин: - Как показывает практика, нужно сначала самим увидеть свою самобытность, а потом представить ее другим. Сегодня в докладе Ф.Белла мы увидели, сколько интересного есть в городе Тольятти, что ваш город может предложить туристам. Местные жители не всегда это замечают, и иногда нужен свежий, «незамыленный» взгляд, чтобы понять, в каком направлении двигаться, чтобы развивать туристический потенциал города.
Многие регионы собирают самое интересное в так называемые «народные парки»: на окраине агломерации создают рекреационные зоны этнографической направленности, где история, архитектура, культура - все вместе. Яркий пример - Кижи, музей деревянного зодчества Севера России. Здесь, в Средней полосе России тоже есть такие примеры. Это не требует каких-то финансовых сверхвложений, зато становится прекрасным центром культурно-познавательного туризма для детей, юношества и взрослых.

Как Вы прокомментируете выступления иностранных гостей?

Д.Ю. Богданов: - Многим из того, о чем сегодня говорили наши коллеги из других городов и из-за рубежа, мы уже занимаемся, но взгляд со стороны всегда полезен. Гости из Франции, например, подметили и выделили те вещи, которые для нас являются привычными и обыденными. Безусловно, мы будем использовать полученный сегодня опыт и сведения - для этого и развивается двустороннее сотрудничество между Тольятти и его городами-побратимами, которых, как вы знаете, у нашего города много, и с каждым из них у нас определено свое направление сотрудничества в сфере туризма.
Интерес иностранных туристов к регионам, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, на сегодняшний день огромен, и мы с радостью готовы этим воспользоваться и занять свою нишу. Для этого мы сейчас создаём единый туристический продукт Тольятти: определяем наши потенциальные возможности, представленные историческим наследием, природными уникальными условиями и техническими достижениями Тольятти, собираем воедино все наработка, которые у нас уже есть. Например, в настоящее время мы рассматриваем варианты развития Технического музея АВТОВАЗа, чтобы он стал ещё более привлекательным и полезным для жителей города и его гостей. Все эти меры со временем, как мы надеемся, дадут толчок к развитию туризма в Тольятти и Самарской области.

Почему все говорят о желании объединить усилия и совместно развивать сферу туризма, но настоящего контакта пока не получается?

Д.Ю. Богданов: - Сейчас у нас существуют большие трудности в понимании друг друга и модерации совместных усилий между всеми заинтересованными в развитии туризма сторонами. Сейчас мы как раз работаем над этим вопросом: провели ряд совещаний со всеми представителями туристического бизнеса и туристической инфраструктуры - это и отели, и Речной порт Тольятти, и туристические операторы, и компании, которые занимаются созданием туристического продукта. Пока единства нет, каждый за себя. Но мы хотим, как в старой русской присказке, собрать всех в единый «веник», что будет способствовать усилению позиций каждого в отдельности. По-модному, это называется кластерный подход.
На сегодняшний день у нас сложилось полное понимание с руководством Самарской области и всеми заинтересованными сторонами о путях дальнейшего развития, и сейчас мы изучаем наиболее конкурентоспособные туристические направления в Тольятти: что у нас есть по инфраструктуре, где что нужно доработать.
Очень большая работа предстоит по информированию и продвижению всего того, что мы соберём и отформатируем в нужном русле (мы обязательно будем следить за качеством этих услуг и способствовать дальнейшему продвижению). В планах у нас: двустороннее сотрудничество, взаимодействие с детскими учреждениями (внутри Самарской области, обмен группами между регионами и т.д.), запуск проекта по продаже турпродукта территории Тольятти. И информация обо всем этом должна постоянно быть в свободном доступе: сегодня многие люди, которые с удовольствием посещали бы туристические маршруты в Тольятти и Самарской области, к сожалению, просто не знают о том, какие возможности для них открыты.

К списку