«Лучший преподаватель» 2011–2012 учебного года – Владимир Иванович Воловач, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Информационный и электронный сервис»

16/11
Не просто учить, а созидать, не только передавать знания, а связывать поколения: профессия преподавателя сложная, она требует много сил и времени, и з...

Не просто учить, а созидать, не только передавать знания, а связывать поколения: профессия преподавателя сложная, она требует много сил и времени, и замечательно, что находятся люди, готовые отдавать этой профессии силы, знания, идеи и оптимизм.

Сегодня настоящий  учитель высшей школы динамично откликается на изменения, происходящие в социуме, способствует всестороннему формированию творческого  потенциала личности, влияет на успешное развитие и модернизацию современной системы образования. И как бы смело это ни звучало, но именно от преданных своему делу  педагогов во многом зависит будущее каждого отдельного города и страны в целом.

Преподаватель – это не только лекции и практические занятия. Преподаватель с большой буквы – это также знаток в определённой области науки, автор учебных пособий, руководитель научно-исследовательской работы студентов, новатор профессии и многое другое.

Поволжский государственный университет по праву гордится своими кадрами, ежегодно отмечая лучшего в профессии. По итогам  2011–2012 учебного года «Лучшим преподавателем» был признан Владимир Иванович Воловач, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой  «Информационный и электронный сервис».

 

Мы попросили Владимира Ивановича ответить на несколько вопросов для нашего сайта:

– Владимир Иванович,  как вы отнеслись  к победе в конкурсе «Лучший преподаватель года»»:  это было ожидаемо или неожиданно?

– Неожиданно! Тем более что номинанты никаких анкет для участия в конкурсе не заполняли. Тем не менее, победа – ожидаема она или нет – всегда приятна, особенно, когда за этим стоят годы напряженного труда.

  Расскажите, как складывался Ваш преподавательский путь?

– Как у подавляющего большинства моих коллег: после окончания Тольяттинского филиала Московского технологического института в 1987 году, я остался работать на кафедре преподавателем-стажером. Затем последовательно избирался на должность ассистента, старшего преподавателя, доцента.

Повторюсь, что в целом это такой абсолютно стандартный путь. Но был на этом пути и очень важный для меня отрезок длиной в 6 лет, когда я работал непосредственно под руководством ректора нашего университета д.э.н., профессора Лидии Ивановны Ерохиной. Именно эти годы во многом сформировали меня как преподавателя и человека.  

 Когда Вы выбрали для себя профессию преподавателя, была ли она популярна? А сейчас? 

– В нашем советском прошлом, пожалуй, не было такого понятия «популярная» профессия. Как бы несовременно это сейчас ни звучало, но отмечу, что тогда все созидательные профессии были необходимы и востребованы обществом. А что это как ни созидание – подготовка инженерных кадров для своей страны?

Что касается современности, то приходится признать, что профессия преподавателя не относится к числу топовых по популярности. И это, поверьте, грустно.

  Преподавание – энергозатратная профессия?

– Безусловно! Но иначе и быть не может. Если вы хотите добиться положительного результата от своей деятельности, то вы просто обязаны вкладывать больше, чем получать – на уровне энергетики, эмоционального состояния.   

  Сталкивались ли Вы за время своей работы с «профессиональным выгоранием», если да, то как Вы боретесь с этим состоянием?

– Преподавание – достаточно тонкий «технологический» процесс, в котором существуют  разные периоды, в том числе и тот, о котором Вы спрашиваете. Не стану останавливаться на причинах, они могут быть самыми разными в каждом конкретном случае. А вот способом борьбы с таким состоянием охотно поделюсь – надо брать для освоения новую дисциплину.

   Любите ли Вы свою работу?

– Люблю и поэтому занимаюсь ею уже 25 лет. Приятно встречать в аудиториях университета  студентов, искренне стремящихся получить профессиональные знания в наших таких достаточно сложных дисциплинах.

  Победа в этом конкурсе – знак признания в студенческом сообществе. Как Вы выстраиваете отношения со студентами, какие профессиональные приемы используете, чтобы заинтересовать учебным материалом, наукой?

– Отношения со студентами должны быть равноправными (но не панибратскими) и честными. Считаю, что в этом залог успеха любого преподавателя. Что же касается профессиональных приемов… знаете, особо не задумывался об этом. Полагаю, что если преподаватель высокопрофессионален, а студенческая аудитория хорошо подготовлена и мотивирована, то надобность в «приемах» вряд ли возникнет. А привлечение студентов в науку – это вообще абсолютно индивидуальный процесс, не подпадающий под какие-либо штампы и схемы.

  Что должен и что не должен делать преподаватель в своей работе?

– Должен максимально полно давать знания по преподаваемой дисциплине. Не должен делать преждевременных выводов о способностях того или иного студента.

 

                СПРАВКА:

Владимир Иванович Воловач  – к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Информационный и электронный сервис», почетный работник высшего профессионального образования РФ, эксперт Рособрнадзора РФ.

Основная сфера научных интересов В.И. Воловача связана с разработкой и использованием алгоритмов и функциональных моделей устройств в перспективных интеллектуальных системах обнаружения, которые могут применяться в системах обеспечения безопасности транспортных комплексов, опасных промышленных производств, объектов электроэнергетики, структуре Министерства обороны и силовых структур, хранилищ материальных и иных ценностей. Научная специальность – 05.12.04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения».

Помимо основной проблемной области, Владимир Иванович работает над отдельными вопросами теории оптимального приема, используемой в большинстве современных инфокоммуникационных систем, включая компьютерные и телекоммуникационные сети, различные вещательные системы. Также в сферу научных интересов входят системы навигации, глобального, локального и  микро позиционирования, прогнозирования разрушения зданий и сооружений, системы обеспечения безопасности сотрудников, исследования структуры материалов, включая многослойные структуры, диагностические медицинские исследования. Результатом интеграции перечисленных направлений исследований стало появление нового научного направления «Измерение характеристик объектов при малых перемещениях», развиваемого в настоящее время коллективом ученых кафедры ИиЭС под руководством  В.И. Воловача.

На сегодняшний день Владимир Иванович опубликовал более 100 научных работ, является автором 3 патентов (полезных моделей).

Активно занимается научно-исследовательской работой, осуществлял руководство фундаментальной НИР по теме «Синтез алгоритмов и устройств охранных систем с повышенной достоверностью обнаружения на основе сверхчувствительных генераторных преобразователей». В 2012 руководит исследованиями, которые   проводятся в рамках государственного задания и финансируются Минобрнауки РФ «Разработка методики повышения достоверности обнаружения лоцируемых объектов устройствами ближнего действия на основе высокоточных методов обработки фазочастотных характеристик принимаемых сигналов».

 

 

 

К списку