Доцент ПВГУС повысил квалификацию по программе для руководителей образовательных программ в области инженерного дела, технологии и технических наук.

21577777777775 (6).JPGДоцент ПВГУС повысил квалификацию по программе для руководителей образовательных программ в области инженерного дела, технологии и технических наук.

На минувшей неделе в Москве завершились курсы повышения квалификации по руководству учебным процессом и по управлению реализацией образовательной программы высшего образования для специалистов образовательных организаций и отраслевых экспертов в области инженерного дела, технологии и технических наук. Обучение прошло на базе Московского политехнического университета (Московский Политех). Участие в нем приняла доцент кафедры "Управление качеством и технологии в сервисе" ПВГУС, к.т.н. Крюкова Наталья Александровна. О том, как проходило обучение, она рассказала нашему корреспонденту:

Кто является организатором курсов повышения квалификации и какова цель их проведения?

- Организаторами курсов и конкурсного отбора участников являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Московский политехнический университет. Цель проведения курсов - подготовка руководителей основных образовательных программ - работников образовательных организаций высшего образования, ответственных за разработку, реализацию, мониторинг и развитие образовательных программ технических специальностей и направлений подготовки.

Как проходил отбор участников курсов?

- Отбор кандидатов проходил на конкурсной основе в форме онлайн-тестирования путем экспертной оценки организаторами заявок кандидатов, включающих в себя следующие компоненты:

· структурированный по темам перечень вопросов, проверяющих теоретическую подготовку кандидатов на обучение, в т.ч. необходимо было дать ответы на вопросы, показывающие уровень знаний профильного рынка, современных образовательных технологий и нормативных документов;

· портфолио, в котором необходимо было рассказать о личном профессиональном и педагогическом опыте, приложить портфолио успешных проектов и положительные рекомендации от лидеров профессионального сообщества;

· тест-кейсы для оценки компетенций кандидатов на обучение в профессиональной области, на которые необходимо было предложить собственные варианты решения.

По итогам работы экспертной комиссии организаторами был сформирован перечень участников обучения, утвержденный Минобрнауки России. Для обучения по программе курсов были приглашены около семидесяти специалистов, наиболее подготовленных, мотивированных и перспективных для руководства учебным процессом и управления реализацией образовательной программы высшего образования в области инженерного дела, технологии и технических наук, представляющих вузы со всей России, в т.ч. Южный федеральный университет, Сибирский федеральный университет, Северный (Арктический) федеральный университет, Брянский государственный технический университет, Кузбасский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Вятский государственный университет и многие другие.

Почему именно Московский Политех выступил организатором курсов повышения квалификации?

- Московский Политех – один из флагманов проектного обучения в России: проектная8_Проектная сессия.jpg деятельность ведется студентами с первого курса и до выпуска, что позволяет совмещать теорию и практику. Каждый студент в обязательном порядке участвует в проектных командах, решающих, как правило, кейсы компаний-партнеров. Ориентация на проектные результаты вызвала необходимость принципиальных изменений в подходах к управлению образовательным процессом. В Московском Политехе реализуется модель управления образовательным процессом через образовательные программы. Образовательные программы Московского Политеха строятся по международному стандарту CDIO: задумай, спроектируй, воплоти, эксплуатируй. Подобные системы обучения для студентов - это возможность получить опыт работы в рамках своей специальности и предъявить работодателю обширное портфолио работ - проектов, выполненных за время обучения. По поручению Минобрнауки России Московский Политех разработал программу повышения квалификации для руководителей образовательных программ с целью трансляции накопленного опыта.

Кто являлся спикерами курсов?

- В первый день обучения в качестве спикеров круглого стола "Текущие и перспективные инженерные кадры" выступили:

· Николаенко А.В. - ректор Московского Политехнического университета;

· Тимонин В.С. - зам.директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки;

· Брыкин Арсений - зам. генерального директора АО «Росэлектроника», руководитель федеральной программы "Работай в России!" и всероссийской акции "Неделя без турникетов";

· Шамис Евгения - основатель и координатор проекта «RuGenerations - Теория поколений в России», советник заместителя Председателя Правительства Самарской области;

· Масютин Олег - директор по управлению персоналом ООО «Русэлпром»;

· Филиппович Андрей - декан ИТ-факультета Московского Политеха.

В каком формате проходило обучение и какие темы были рассмотрены?

- Обучение на протяжении пяти дней проходило в формате проектных сессий, включающих интенсивное рассмотрение теоретического материала, групповую работу, пленар и рефлексию. В рамках обучения были проведены: разбор кейсов, лучших практик, мастер-классы ведущих методистов в области инженерного образования. Модераторами проектных сессий выступали сотрудники Центра проектной деятельности Московского Политеха.

В ходе проектных сессий были рассмотрены технологии проектного обучения, механизмы поэтапного встраивания проектной деятельности в учебный процесс. Рассмотрены такие понятия, как принципы CDIO и инженерный проект, норма учебного проекта, акторы проектной деятельности. В ходе групповой работы были закреплены навыки конструирования проекта от появления идеи до получения паспорта проекта. Освоены методы "упаковки" системы проектов в образовательную программу. Изучены технологии пересборки образовательной программы под требования работодателей, а также наиболее современные образовательные технологии по проектированию и реализации учебных курсов, в том числе онлайн-курсов. Рассмотрены особенности реализации обучения в рамках профессиональных модулей образовательной программы с учетом стандарта компетенций WorldSkills, в том числе методы разработки системы оценивания на базе практико-ориентированных экзаменов (технологии WSI).

Какова роль руководителей образовательных программ в рассмотренной системе обучения?

- Руководители образовательных программ в Московском Политехе являются новыми лидерами изменений. Их основные задачи следующие:

· формирование концепции образовательной программы и образа выпускаемого специалиста;

· составление учебного плана;

· согласование перечня проектов, программ дисциплин и практик;

· подбор преподавателей на образовательную программу;

· управление учебным процессом по образовательной программе;

· внедрение новых образовательных технологий;

· оценка эффективности процессов, кадров и качества подготовки.

Был рассмотрен портрет руководителя образовательной программы, его ключевые навыки и компетенции (в т.ч. hard skills и soft skills); обсуждены критерии оценки деятельности руководителя образовательной программы. Показана особая роль деканов факультетов в проектировании и реализации образовательных программ, являющихся так называемыми "мега-руководителями" образовательных программ. Таким образом, руководитель образовательной программы является лично ответственным за образовательную траекторию и качество подготовки. В этом заключается особый принцип управления образовательной деятельностью в Московском Политехе.

Каким образом осуществляется связь с работодателями при разработке и реализации образовательных программ?

- Широкое использование компетентностного подхода, с одной стороны, дает вузам больше свободы при проектировании своих образовательных программ, а с другой – создает сложности их наполнения актуальным и конкурентоспособным содержанием. В связи с этим процесс проектирования ООП в Московском Политехе ориентирован на требования разработчиков технологий (вендоров) и работодателей, которые чаще всего формулируются в терминах индустриальных сертификаций, профессиональных и корпоративных стандартов, ТОП-программ (типовых образовательных программ по модулям).

На курсах было рассказано о достижениях и перспективах тесного взаимодействия системы образования с наукой и индустрией. Образовательные программы Московского Политеха имеют узкую профилированность и ориентированы на конкретный профессиональный стандарт. Образовательная программа реализуется как проект, имея свой дедлайн. В связи с этим в университете развита система социального партнерства с индустрией. На факультетах созданы экспертные советы, в которые входят декан, руководители образовательных программ и представители индустрии. Экспертные советы собираются ежегодно и работают над модернизацией образовательных программ, уточняют необходимый набор компетенций, проектов и возможности прохождения практики и/или трудоустройства студентов на предприятиях, проектируют содержание учебного плана (agile-учебный план). Индустриальные партнеры являются одним из акторов проектной деятельности в университете.

Наиболее яркие впечатления от курсов?

- Поразила вовлеченность в процесс обучения. Не было ощущения «обязаловки» приехать на курсы. Все участвующие представители вузов (проректора, деканы, директора, зав. кафедрами и др. специалисты) были искренне заинтересованы в содержании программы. Вдохновила слаженная командная работа организаторов курсов: менеджеров, спикеров, модераторов, лекторов, а также молодой возрастной состав данной команды. Понравился формат проведения курсов, который был выстроен системно, последовательно и логично.

1_Участники курсов.jpgКакова перспектива дальнейшего использования полученных в ходе обучения компетенций?

- Изначально, еще на стадии конкурсного отбора, было понимание, что речь идет не просто о курсах повышения квалификации. По замыслу организаторов руководители образовательных программ по завершении курсов должны на местах изменить подход к обучению, модернизировать образовательные программы, внедряя в них передовые образовательные технологии. Есть уверенность, что полученный опыт позволит мне, как руководителю образовательных программ, стать эффективнее и соответствовать основному тезису организаторов курсов: "Будущее не нужно ждать. Будущее нужно создавать!"

К списку