Как сохранить самообладание и стремление к саморазвитию на период эпидемии и вызванной ей самоизоляции?

08/04
Ответы педагога-психолога университета Д. В. Токаревой

Сотрудник психолого-консультационной службы ПВГУС, магистр психологии Джулия Валериевна Токарева, ответила на вопрос как сохранить самообладание и стремление к саморазвитию на период эпидемии и вызванной ей самоизоляции?фото-Психолог-2020-пвгус.jpg

В Тольятти продолжается режим самоизоляции, введенный в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией. Он продлится как минимум до 12 апреля, лишь работникам некоторых местных предприятий с 6 апреля можно будет пойти на работу. Эта временно сложившаяся нестабильная ситуация в жизни человека (общества) может вызвать нарушение внутреннего спокойствия, правильности выбора взвешенных решений и разумно действовать в сложных жизненных ситуациях.

Изменения повседневных привычек, неопределенность во времени и непредсказуемость, отмена встреч и долгожданных поездок, ежедневные тяжелые новости со всего мира,– все это так или иначе вызывает тревогу и стресс и у тех, кто принимает решения на самых разных уровнях, и у тех, кто оказался в условиях самоизоляции.

Ученый Ганс Селье (концепция стресса, 1936г.) замечает, что оптимальный уровень стресса способствует эффективной работе, без него заметного продвижения не будет. Он определял стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, а здесь появление новых требований несомненно. Однако важно, чтобы стресс не вышел за пределы этого оптимума, и вполне в наших силах удержать его там. Вопрос самообладания в каком-то плане это вопрос личной ответственности, решение отдаться стрессу, пойти на поводу у тревоги как «условного страха» (страха перед тем, что еще не наступило, а может быть, никогда и не наступит) – или же двигаться вперед в условиях неопределенности.

Интернет просторы наполнены различными рекомендациями специалистов разных уровней. Для поддержания деятельности и развития стремление к саморазвитию на период эпидемии и вызванной ей самоизоляции предлагаю несколько вариантов из Игровой психотерапии. Это поможет снять напряжение и расширить кругозор, снимая последствия от очага «доминанты Ухтомского» (подробно разработать понятие доминанты и объяснить ее психологический смысл впервые удалось именно А.А. Ухтомскому.):

- работа с фантазией или сочинение историй.

Этот метод используется для того, чтобы помочь человеку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения человека дома и в социуме.

Технику можно использовать как в одиночку, так и с домочадцами, находящимися в это время вместе с вами на карантине. Если это необходимо, сделайте карточки с короткими историями. Чтобы удобнее тренироваться в сочинении историй и пробудить воображение,

бывает удобно использовать заранее приготовленные вами короткие "зарисовки", где есть какая-то интересная завязка и обязательно открытый финал, позволяющий участнику продолжить рассказ по-своему усмотрению, придумав дальше и развив уже собственный сюжет. А можно использовать для игры реальные истории или актуальные семейные темы для нахождения новых решений ситуации. Это может быть и как мозговой штурм. Помните, это игра! Но в ней есть и доля правды.

- художественная экспрессия



Методы художественной экспрессии, такие, как рисуночная техника «До и после», техника «Шарики чувств» (используйте таблицу базовых чувств), песочная терапия и др., являются мощным средством самовыражения и коммуникации, позволяющим затронуть значимые темы плохо осознанные человеком. Эти техники можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Взяв за основу одно из ваших чувств, сделайте анализ ситуации «что я чувствую? почему это чувство возникло у меня? что будет, если это произойдет?; что будет, если это не произойдет?; почему это произошло?; почему это может произойти; что я могу сделать в данной конкретной ситуации?»

- игровые настольные игры

Данная техника предполагает следование определенным правилам игры. Такие игры позволяют осознать, что в реальной жизни существуют правила, которые мы должны соблюдать, нравится вам это или нет. Любое ваше действие может иметь последствие. Одно действие обуславливает другое, и это справедливо как для вашего личностного развития так и для жизни в целом.

В обществе принято выделять несколько основных функций, происходящих от применения игровых технологий. Их называют основными миссиями:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.
  • Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.
  • Социализация. Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.

К списку