Бионика костюма, «печать» платьев: научная школа «Искусствоведение: техническая эстетика и дизайн» Университета сервиса приближает будущее

С какого года может вести свою историю Тольяттинская школа дизайна и почему именно Университет сервиса сыграл здесь ключевую роль? Когда появилась научная школа «Искусствоведение: техническая эстетика и дизайн» в ПВГУС и какие исследования, получившие самую высокую оценку в том числе на международном уровне, ведутся учеными и студентами университета?

Lat0TWUATOk.jpg 25 октября Научная библиотека Университета сервиса стала порталом в мир научных изысканий и открытий в области дизайна и моды. Здесь прошло просветительское мероприятие «Вечер-портрет», посвященное д.т.н, профессору, заведующей кафедрой «Дизайн и искусство» ПВГУС Татьяне Белько и презентации научной школы «Искусствоведение: техническая эстетика и дизайн». На сегодня это уникальная школа в Поволжье, которая готовит кадры высшей квалификации по искусствоведению.

Научной школе «Искусствоведение: техническая эстетика и дизайн» университета сервиса 17 лет, но еще раньше, в 1986 году, именно с появлением в нашем университете (на тот момент – Тольяттинском филиале Московского технологического института) художественного направления подготовки, в Тольятти начала формироваться собственная школа дизайна. «В 2006 году у нас состоялся первый набор в аспирантуру. И тогда родилась научная школа», - отметила Татьяна Васильевна. Сегодня здесь ведутся исследования в сфере технической эстетики и дизайна с использованием новейших технологий, в том числе 3D-моделирования, аддитивных технологий.

Собственно, использование аддитивных технологий в производстве одежды – одно из центральных направлений для ученых кафедры «Дизайн и искусство» Университета сервиса. В основе - серьезный фундамент: еще в начале своего исследовательского пути Татьяна Белько сфокусировалась на бионике в костюме. В основе - анализ природных форм и попытка перенести законы формообразования в дизайн-проектирование одежды. Татьяна Васильевна открыла новое направление в дизайне – бионика в костюме. Ранее область бионического проектирования рассматривалась в других сферах – например, в технике, архитектуре.

Благодаря работе Татьяны Белько, уже около 25 лет студентам кафедры преподают «Бионику костюма». Студентов учат искать такие конструктивные линии при создании одежды, благодаря которым можно создать прилегающий силуэт без использования традиционных швов. «Каким образом мы вышли на 3d-печать в костюме? Весь ход исследования привел очень логично к этой теме», - говорит Татьяна Васильевна.

VxGWcbwZwbM.jpg

Каждый, кто бывал на кафедре «Дизайн и искусство» Университета сервиса, обязательно первым делом останавливается возле небольших футуристичных 3D-моделей одежды, распечатанных на 3D–принтере. Это не элемент декора, а практическая апробация исследовательской работы. Кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Дизайн и искусство» Марина Курбатова уже не один год ведет исследования в этой сфере. Она – настоящий эксперт в области высоких технологий в моде. В 2022 года Татьяна Белько и Марина Курбатова выпустили в свет монографию «Дизайн и технологии бесшовного формообразования одежды».В ней впервые представлены этапы развития бесшовного костюма – от момента, когда люди вручную обрабатывали сырье, до настоящего времени, когда в ход идут автоматизированные технологии. «Разработан новый способ проектирования бесшовного костюма на основе аддитивных технологий – это реверсивное проектирование на основе модели шаблонов, когда форма костюма создается из нетрадиционных материалов, далее сканируется и в итоге печатается», - рассказала Марина Курбатова.

Авторы монографии впервые в России разработали классификация структур печатных форм одежды. «В монографии подробно описан алгоритм создания одежды с использованием трехмерной фигуры человека, которая получается в результате сканирования с помощью трехмерного сканера», - продолжает Марина Андреевна.

Еще одна важная часть исследования – изучение перспектив использования аддитивных технологий в производстве одежды. Во-первых, это разработка многомерных стрейч-материалов, во-вторых - симбиоз печати и электронных компонентов, когда проектируется не просто костюм, а «вторая кожа» человека, которая реагирует на изменение внешних или внутренних факторов. Третье – перспективное, но далекое направление – это создание кинетических форм одежды на основе 4D-печати. Речь идет о возможности использования материалов с гидрогелями в составе, способных к трансформации в зависимости от внешних факторов. Своеобразная «программированная» одежда: летом платье, в холод – пальто.

Монография, презентованная 25 октября, - лишь одна из работ ученых научной школы «Искусствоведение: техническая эстетика и дизайн» Университета сервиса, с которыми можно познакомиться в библиотеке университета и заглянуть в будущее фэшн-индустрии.



К списку