«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»

29/01

Инсталляция, в которой зритель движением руки управляет ростом или увяданием флоры на полотне. Дизайн, построенный на данных о вспышках на поверхности Солнца. Это не фразы из книг в жанре «сай-фай», а реальность, которой живет аспирант Университета сервиса, диджитал-художник Артем Мороз. Принципы генеративного дизайна лежат в основе его работ, которые известны далеко за пределами Самарской области. Артем уверен, что за генеративом будущее, а в науку он пошел, чтобы описать эти процессы и войти в число исследователей-первопроходцев этой темы.



Фото события

СПРАВКА:

Артем Мороз – аспирант Университета сервиса, научная специальность «Техническая эстетика и дизайн». Участник групповых выставок, победитель премии молодых художников Цифергауз, основатель дизайн-студии 202S.

Области исследований: алгоритмы, генеративная графика, кинект, ar/vr, блокчейн технологии, метавселенная

 

- Генеративное искусство – для большинства людей пока еще малопонятный термин. Поясните, чем именно вы занимаетесь и как к этому пришли?

- В 2019 году я открыл дизайн-студию, ориентированную на создание продуктов полного цикла от идеи до реализации. Все это касалось рекламных кампаний, ярких промоушенов, и в это время накапливался визуальный и арт-директорский опыт. В момент, когда студия дошла до определенного пика на рынке, у меня начались проблемы со зрением. Выяснилось, что у меня довольно редкая генетическая особенность, которая приводит к истончению роговицы, и я теряю зрение со скоростью света. Это стало толчком к тому, что мне захотелось рассказать людям про зрение, про глаза, какие они красивые и как они важны. Параллельно с тем, как у меня стало падать зрение, я начал изучать строение глаза, формирование радужки, роговицы. Искусство стало той формой, которая позволила мне выйти за рамки привычного отображения вещей и подойти к более абстрактному и тонкому. Первая работа, которую я сделал, была «GEN EYE».  Из коллекции она превратилась в инсталляцию в пространстве галереи Цифергауз в Санкт-Петербурге. «GEN EYE» про то, как смешиваются гены и получаются разные радужки, про то, что у нас у всех свой взгляд на мир. Там еще много подтекстов зашито. Мой путь художника начался с этого. Но генеративное искусство у меня выросло из генеративного дизайна: мы делали генеративный брендинг для Самарского университета имени академика С.П. Королева. Для генератива очень важно использовать какой-то источник данных - некие исследования, какой-то массив, который можно брать за основу. В проекте с Самарским университетом мы брали за основу данные о вспышках на Солнце, интерпретировали их и использовали для визуализации. В результате бренд несет через свою визуализацию дополнительную информацию, которую получает любой потребитель этого дизайна.

- Как технически работает генеративный дизайн?

- Генератив – это, по сути, заранее заданная алгоритмическая программная форма, которая создает бесконечное число вариаций в заданном алгоритме. Здесь можно подключать искусственный интеллект, но сама суть и структура изначально создается человеком. Сначала рождается идея, потом - алгоритм для нее, который строится в основном на математике. После этого идет программирование, затем уже подключаются дополнительные графические модули. То есть, ты проектируешь алгоритм, и потом в его рамках рождается произведение.

- Что в итоге видит зритель?

- Например, на фестивале VK Fest 2023 мы переосмысляли историческое искусство, которое есть в Санкт-Петербурге. За основу были взяты данных о том, как выглядят рамы, обрамляющие полотна в «Эрмитаже», «Русском музее» и т.д. Мы создавали базу данных, алгоритм для ее обработки и в этом проекте задействовали мощности искусственного интеллекта. Получившаяся инсталляция «Рамы зазеркалья» работала следующим образом: человек заходил в интерактивную зону, датчик считывал его образ, распределял внешний вид человека на детали и с помощью искусственного интеллекта и базы данных рам, он пересобирал все это и выдавал картинку. С помощью датчика движения человек мог погружаться в это зазеркалье или, наоборот, удаляться.

- Над чем вы работаете сейчас?

- Сейчас я изучаю систему Линденмайера, венгерского биолога, созданную в 1968 году. Она описывает, как развиваются растения, на основе каких математических формул и законов. На базе этих исследований я создаю генеративный алгоритм, который называется «Бесконечный сад». Это цифровая интерпретация цветения, которая происходит в вечном цикле. Каждый раз рождается новая флора.

- В каком формате будет эта работа?

- В нескольких. Первый – это триптих. Вторая часть – это коллекция, под которую готовится целый портал. Третья – это инсталляционная история, когда человек с помощью своей руки управляет ростом или увяданием всего полотна.

- Какие задачи вы ставите перед собой в науке?

- Я решил пойти в аспирантуру, чтобы научно описать все то, что я делаю. В академических кругах это поле вообще не исследовано и для исследования требуется очень много времени и практического опыта. Мне хочется создать некий мануал или книгу про генератив и про генеративное искусство. Аспирантура – это возможность для меня находиться в кругу профессионалов и советоваться, чувствовать научный вектор, а не только эстетический. Я думаю, что в России очень много талантливых людей, но у нас очень мало процессов описывается систематически. Сейчас генератив – тема, которую некоторые люди знают через дизайн. В обществе примерное понимание есть, но тема совсем не изученная. И это тема будущего, на самом деле. Лет через 50, на мой взгляд, экстерьер и интерьер пространства должен будет строиться через твои внутренние состояния. То есть ты заходишь в помещение, оно должно считывать твое состояние, и в зависимости от него выстраивать интерьер. Генератив - как раз та модель, которая может для этого использоваться, потому что она предполагает разнообразие, но в заданных рамках. Погружаться во все это и размышлять, куда мы можем прийти и как использовать технологию, суперинтересно.

- Сейчас идет работа по написанию научной работы?

- Я стараюсь описывать алгоритмы системы по «Бесконечному саду». По сути, это описание произведения искусства с внутренней стороны. Как художник описывал бы технику создания картины: какие мазки он делал, в каком порядке, и что получилось в итоге.

 

«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»
«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»
«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»
«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»
«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»
«Лет через 50 интерьер будет подстраиваться под твои внутренние состояния»
К списку