Инсталляция, в которой зритель движением руки управляет ростом или увяданием флоры на полотне. Дизайн, построенный на данных о вспышках на поверхности Солнца. Это не фразы из книг в жанре «сай-фай», а реальность, которой живет аспирант Университета сервиса, диджитал-художник Артем Мороз. Принципы генеративного дизайна лежат в основе его работ, которые известны далеко за пределами Самарской области. Артем уверен, что за генеративом будущее, а в науку он пошел, чтобы описать эти процессы и войти в число исследователей-первопроходцев этой темы.
СПРАВКА:
Артем Мороз – аспирант Университета сервиса, научная специальность «Техническая эстетика и дизайн». Участник групповых выставок, победитель премии молодых художников Цифергауз, основатель дизайн-студии 202S.
Области исследований: алгоритмы, генеративная графика, кинект, ar/vr, блокчейн технологии, метавселенная
- Генеративное искусство – для большинства людей пока еще малопонятный термин. Поясните, чем именно вы занимаетесь и как к этому пришли?
- В 2019 году я открыл дизайн-студию, ориентированную на создание продуктов полного цикла от идеи до реализации. Все это касалось рекламных кампаний, ярких промоушенов, и в это время накапливался визуальный и арт-директорский опыт. В момент, когда студия дошла до определенного пика на рынке, у меня начались проблемы со зрением. Выяснилось, что у меня довольно редкая генетическая особенность, которая приводит к истончению роговицы, и я теряю зрение со скоростью света. Это стало толчком к тому, что мне захотелось рассказать людям про зрение, про глаза, какие они красивые и как они важны. Параллельно с тем, как у меня стало падать зрение, я начал изучать строение глаза, формирование радужки, роговицы. Искусство стало той формой, которая позволила мне выйти за рамки привычного отображения вещей и подойти к более абстрактному и тонкому. Первая работа, которую я сделал, была «GEN EYE». Из коллекции она превратилась в инсталляцию в пространстве галереи Цифергауз в Санкт-Петербурге. «GEN EYE» про то, как смешиваются гены и получаются разные радужки, про то, что у нас у всех свой взгляд на мир. Там еще много подтекстов зашито. Мой путь художника начался с этого. Но генеративное искусство у меня выросло из генеративного дизайна: мы делали генеративный брендинг для Самарского университета имени академика С.П. Королева. Для генератива очень важно использовать какой-то источник данных - некие исследования, какой-то массив, который можно брать за основу. В проекте с Самарским университетом мы брали за основу данные о вспышках на Солнце, интерпретировали их и использовали для визуализации. В результате бренд несет через свою визуализацию дополнительную информацию, которую получает любой потребитель этого дизайна.
- Как технически работает генеративный дизайн?
- Генератив – это, по сути, заранее заданная алгоритмическая программная форма, которая создает бесконечное число вариаций в заданном алгоритме. Здесь можно подключать искусственный интеллект, но сама суть и структура изначально создается человеком. Сначала рождается идея, потом - алгоритм для нее, который строится в основном на математике. После этого идет программирование, затем уже подключаются дополнительные графические модули. То есть, ты проектируешь алгоритм, и потом в его рамках рождается произведение.
- Что в итоге видит зритель?
- Например, на фестивале VK Fest 2023 мы переосмысляли историческое искусство, которое есть в Санкт-Петербурге. За основу были взяты данных о том, как выглядят рамы, обрамляющие полотна в «Эрмитаже», «Русском музее» и т.д. Мы создавали базу данных, алгоритм для ее обработки и в этом проекте задействовали мощности искусственного интеллекта. Получившаяся инсталляция «Рамы зазеркалья» работала следующим образом: человек заходил в интерактивную зону, датчик считывал его образ, распределял внешний вид человека на детали и с помощью искусственного интеллекта и базы данных рам, он пересобирал все это и выдавал картинку. С помощью датчика движения человек мог погружаться в это зазеркалье или, наоборот, удаляться.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Сейчас я изучаю систему Линденмайера, венгерского биолога, созданную в 1968 году. Она описывает, как развиваются растения, на основе каких математических формул и законов. На базе этих исследований я создаю генеративный алгоритм, который называется «Бесконечный сад». Это цифровая интерпретация цветения, которая происходит в вечном цикле. Каждый раз рождается новая флора.
- В каком формате будет эта работа?
- В нескольких. Первый – это триптих. Вторая часть – это коллекция, под которую готовится целый портал. Третья – это инсталляционная история, когда человек с помощью своей руки управляет ростом или увяданием всего полотна.
- Какие задачи вы ставите перед собой в науке?
- Я решил пойти в аспирантуру, чтобы научно описать все то, что я делаю. В академических кругах это поле вообще не исследовано и для исследования требуется очень много времени и практического опыта. Мне хочется создать некий мануал или книгу про генератив и про генеративное искусство. Аспирантура – это возможность для меня находиться в кругу профессионалов и советоваться, чувствовать научный вектор, а не только эстетический. Я думаю, что в России очень много талантливых людей, но у нас очень мало процессов описывается систематически. Сейчас генератив – тема, которую некоторые люди знают через дизайн. В обществе примерное понимание есть, но тема совсем не изученная. И это тема будущего, на самом деле. Лет через 50, на мой взгляд, экстерьер и интерьер пространства должен будет строиться через твои внутренние состояния. То есть ты заходишь в помещение, оно должно считывать твое состояние, и в зависимости от него выстраивать интерьер. Генератив - как раз та модель, которая может для этого использоваться, потому что она предполагает разнообразие, но в заданных рамках. Погружаться во все это и размышлять, куда мы можем прийти и как использовать технологию, суперинтересно.
- Сейчас идет работа по написанию научной работы?
- Я стараюсь описывать алгоритмы системы по «Бесконечному саду». По сути, это описание произведения искусства с внутренней стороны. Как художник описывал бы технику создания картины: какие мазки он делал, в каком порядке, и что получилось в итоге.